Здоровое питание как стиль жизни

Аалия Маджид, шеф-повар и гуру здорового образа жизни, — о диетах, полезных продуктах и индивидуальном подходе в питании.

Аалия, вы десять лет проработали шеф-кондитером, после чего стали ярым проповедником ЗОЖ и сбалансированного питания. С чем это связано?

В большинстве случаев все происходит через личную историю. Я больше десяти лет в ресторанном бизнесе, и, да, я действительно работала шеф-кондитером. Но в какой-то момент у меня серьезно пошатнулось здоровье, поэтому я оставила работу и уехала жить в Индию. Пробыла там почти пять лет. За это время я перелопатила кучу информации, хотя профессионально к изучению ЗОЖ подошла намного позднее. Теперь, спустя почти полтора года, как я вернулась, я проповедую этот стиль жизни и питания и несу его в массы. Рассказываю о том, что с помощью еды можно себя лечить, добиваясь ремиссии в случае аутоиммунных заболеваний. Так что все приходит только через личный опыт.

Раз мы заговорили о личном опыте, задам личный вопрос. В вашем случае ухудшение здоровье было как раз связано с какими-то аутоиммунными заболеваниями?

Да, у меня было аутоиммунное заболевание. Мне еще пятнадцать лет назад поставили диагноз и сказали, что это не лечится. Дали таблетки, отправили домой. Все мое лечение проходило с помощью увеличения дозы гормональных препаратов. Качество жизни при этом снижается невообразимо, становится все хуже и хуже. В нашей стране до сих пор большинство врачей считает, что это заболевание не лечится. Надо просто не обращать внимания и принимать таблетки.

А что говорит по этому поводу зарубежная медицина? Вы обращались к ней?

К классическим врачам — нет. Я начала с питания и Аюрведы. В Индии у людей есть четкая позиция: все, что ты ешь, влияет на тебя самым непосредственным образом. Мне близка эта философия. Продукты у них разграничены по разным системам. Правда, нам, жителям европейской части материка, не всегда подходит та еда, которую они предлагают. Но сама идея очень интересная. Я стала копать, искать информацию и наткнулась на исследования американских врачей, которые уже больше десяти лет занимаются лечением людей с самыми страшными аутоиммунными заболеваниями, в том числе с рассеянным склерозом в самых запущенных формах. Вот эти первоисточники я и стала изучать.

На каких авторов вы опираетесь?

Из американских авторов мне импонирует Сара Баллантайн, потому что она создатель наиболее строгого протокола лечения аутоиммунных заболеваний. Я его изучила вдоль и поперек, применяла его на себе. А теперь практикую и могу помочь разобраться в этом другим. Крис Крессер — автор палеоподхода. Это менее строгий вариант для условно здорового человека. Вообще же, надо понимать, что есть огромное количество авторов. Нередко у них различные методики, радикально противоположные взгляды. Я считаю, что истина где-то посередине, и надо уметь ее увидеть. В настоящий момент я, например, много слушаю наших профессоров, и если нахожу места, где возможно учиться не врачу, то прохожу курсы.

То есть вы объединили несколько теорий, чтобы создать что-то свое?

Не то чтобы объединила, просто есть такая вещь, как персональная иммуно-диетология. Это очень обширная тема, но общая идея такова: мы все очень разные, и не может быть какого-то универсального метода, хотя бы потому, что мы все по-разному реагируем на те или иные продукты. Я взяла этот факт за основу и стараюсь сформировать у людей понимание того, как нужно правильно питаться.

Как определить именно свой индивидуальный код? По анализу крови?

Конечно. Сейчас у нас такой уровень диагностики, что можно сдать и генетический, и иммунологический тест. И, опять же, врачи делятся на два лагеря: одни говорят, что надо сдавать только генетические тесты, другие — только иммунологические. А истина снова где-то посередине: генетика говорит о том, какие заболевания у тебя могут быть, а иммунологический тест отвечает за происходящее с тобой в конкретном моменте времени. Поэтому, в принципе, можно сдать и то и другое, это не будет лишним.

Я не сторонник диет как ограничительных мер на два-три месяца. Хотя есть вещи, на которые действительно должно быть наложено табу

Вы считаете себя новатором в этом направлении?

Пожалуй, нет, потому что есть люди, которые занимаются этим не один десяток лет. Они исследуют иммунитет, связь, антитела. Моя же уникальность заключается в том, что я повар, который интересуется этой темой. В этом плане я действительно уникальный человек. Я могу не просто подобрать рецептуру, но разобраться в медицинских протоколах, понять, что человеку можно и что нельзя. При этом я всегда всем говорю, что я не доктор и никого не лечу. И когда у меня спрашивают, как вылечиться, отвечаю, что не могу давать такие советы. Есть какие-то базовые рекомендации, принятые нормы сочетания жиров, белков и углеводов. Они должны быть в рационе, а вот в каком количестве — это подбирается индивидуально.

Вам никогда не хотелось получить дополнительное медицинское образование?

Нет. Я понимаю, что никогда не буду заниматься медицинским консультированием. Это не мое, мне это тяжело. А вот готовить мне нравится, особенно когда я понимаю, что это не просто вкусно, но и несет какую-то пользу для здоровья.

Можно ли назвать эту историю диетологией? Вы, вообще, сторонник диет?

Я не сторонник диет как ограничительных мер на два-три месяца. Я применяю термин «питание как стиль жизни». Оно рассчитано на всю жизнь. Хотя, конечно, есть какие-то вещи, на которые действительно должно быть наложено табу.

Что вы думаете о популярной сейчас кетодиете?

Это строгий лечебный протокол, который меняет биохимию в мозге. И это не настольная диета. Она используется в стационарах, где есть строгий кето-калькулятор, рассчитывающий количество белка и жира. Потому что если вы перебарщиваете, то вас выбивает из кетоза, у нас ведь организм умеет даже из мяса получать сахар. Это очень серьезно. Поэтому я всем говорю, что пачка масла, которую вы едите на завтрак, — это не кето. Это высокожировой рацион. Тогда уж лучше low carb high fat (низкоуглеводное, насыщенное полезными жирами питание. — Прим. ред.) — такой системы можно придерживаться всю жизнь.

А интервальное голодание?

Я — за. Сама этого придерживаюсь. При условии, что у вас нет каких-то сложных ситуаций со здоровьем, когда вы не можете долго не есть. А так, питаться 2–3 раза в день — это оптимально, чтобы организм успевал вывести съеденное. Если у вас нет какой-то болячки, которая заставляет вас питаться маленькими порциями, не стоит переходить на дробное питание. С другой стороны, есть экстремисты, которые считают, что есть надо один раз в день, на пике гормональной активности. На самом деле, лучше пройти обследование и потом уже подбирать оптимальную систему питания.

Учитывая ваш большой опыт, назовите какой-то суперпродукт, который вы можете рекомендовать всем.

Брокколи. И вообще многие представители семейства капустных: цветная капуста, кольраби, кресс-салат. Там огромное содержание и белка, и различных витаминов. И, самое главное, там содержится сульфорафан. Сейчас его стали включать в состав таблеток. Брокколи если и не эликсир вечной жизни, то что-то вроде того. Сейчас все боятся онкоактивности, а брокколи как раз отвечает за профилактику рака и обладает противовоспалительным эффектом.

А фрукты? Они несут пользу?

Фрукты — это не еда, это десерт. Если вы хотите употреблять яблоки как перекус или давать их детям, то сахар, который в них содержится, нужно «буферить» жирами. Например, есть яблоки с ореховой пастой. Или просто с горстью орехов.

Почему, обладая таким большим количеством информации, присутствуя на конференциях и так далее, вы имеет только один канал продвижения – «Инстаграм»?

Вообще, я человек, который мало что понимает в соцсетях. «Инстаграм» у меня есть благодаря тому, что к этому меня подтолкнули люди. Когда я вернулась из Индии, то не понимала, нужна ли кому-то моя работа. Действительно, кому нужен шеф-кондитер, который не хочет работать с мукой, но при этом хочет печь безглютеновые плюшки и готовить правильную еду? Позднее я осознала, что это нужно многим. Люди ведь понимают, что они теряют деньги, когда не могут нормально функционировать. Правда, бытует мнение, что питаться правильно — это довольно дорого. Однако есть каждый день авокадо с тигровыми креветками или омарами совершенно не обязательно. Купить фермерскую курицу может каждый. Сварить, бульон пустить на супы или просто пить, а из мяса что-нибудь приготовить. Или, что еще проще, купить говяжьих костей и каждый день пить сваренный на них бульон. Это уже ЗОЖ.

Как вы относитесь к веганству в условиях холода?

Если честно, то карнивор (диета, при которой употребляются только продукты животного происхождения. — Прим. ред.), сыроедение и веганство я записываю в экстремальные виды питания. Сама бы я не стала так питаться, потому что для меня это сомнительная история. Я принимаю это как какой-то морально-этический либо религиозный аспект.

В преддверии Нового года что бы вы убрали с праздничного стола и посоветовали бы не есть?

Когда у людей в подкорке сидит, что мама приготовит вкуснейший оливье и обязательно должны быть пельмени, сложно что-то изменить или запретить. Я могу посоветовать хотя бы не объедаться. Пережевывайте еду медленно, наслаждайтесь каждым кусочком, получая от еды удовольствие, а не просто набивая желудок. Вот самый главный совет, который я могу дать.

Благодарим кафе осознанного питания «Мы есть» за возможность проведения интервью

Вся лента