«Нижний Новгород — очень балетный город»

Морихиро Ивата о премьерном «Корсаре» и нижегородской публике

В декабре Нижегородский театр оперы и балета представляет премьеру — балет «Корсар». Премьера долгожданная и для театра непростая: это первая большая постановка под руководством новой команды, возглавившей театр в июле. О подготовке, нижегородских зрителях и балетной труппе рассказывает ее руководитель, хореограф-постановщик «Корсара» Морихиро Ивата.

— Почему именно «Корсара» вы выбрали для премьеры и чем ваша постановка отличается от классической версии?

— «Корсар» — это шедевр классического балета и очень интересный разноплановый спектакль: в нем есть и визуальная красота, и потрясающая музыка, и захватывающий сюжет. Мы предлагаем свою версию либретто и хореографии. Классический «Корсар» был поставлен в 1856 году в Парижской опере, и с того момента либретто, не очень соответствующее первоисточнику — поэме Байрона, не менялось. Мы решили приблизить сюжет к поэме, и моя жена Ольга Ивата взялась написать новое либретто. Балет получился трехактным, но в каждом акте действие очень динамичное.

Если говорить о хореографии, то в нескольких местах я сохранил классическую трактовку Мариуса Петипа: это сцены па-де-де, «Пиратский танец», «Одалиски», «Оживленный сад» и па-де-скляв. В остальном хореография моя. Я стремился сохранить стиль русского классического балета. Для меня он — в сочетании академичности и техники с духовностью, настроением. Идеальный способ это показать — характерные танцы. Народные танцы, стилизованные под классические, способны очень мощно выразить чувство.

— Как вам работается с нижегородской труппой?

— Мне очень нравится. Артисты очень воспитанные, очень серьезные. И голодные: они действительно хотят развиваться, хотят творить. При том, что график у нас очень напряженный: только что завершился фестиваль «Болдинская осень», а уже надо готовить премьеру.

Мы много времени посвящаем работе с чувством, с нюансом, с содержанием роли. Многое им еще сложно, сразу не удается, но процесс идет, и они растут на глазах. Когда каждый работает в полную силу, с полной отдачей, это правильный путь.

Считается, что в классическом балете должна быть сильная дисциплина. Но по моему опыту невозможно заставить артиста что-то сделать. Что-то действительно настоящее получается только тогда, когда он готов. Поэтому самое важное в отношениях с артистами — доверие. Я чувствую, что с нижегородской труппой оно у нас есть.

— Кому вы доверили главные роли?

— В балете две главные женские роли: Медору будет танцевать Татьяна Казанова, Гюльнар — Елизавета Мартынова. Они ведущие артистки театра. Одна очень лирическая, духовная, вторая — трагическая, с богатым внутренним миром. У обеих очень хорошая техника — они покажут много зрелищных, технически сложных моментов, но и с драматургией, думаю, справятся хорошо. Главную мужскую роль, пирата Конрада, будет играть Андрей Орлов — очень красивый и музыкальный артист, отлично чувствующий ритм и нюансы, и технически сильный: рядом с ним девушки расцветают, он умеет поддержать так, как нужно артистке, чтобы показать всю красоту. Роль главного злодея, Саида-паши, исполнит Василий Козлов — опытный артист, у него много главных ролей в театре. Он мощный, фактурный, эта роль очень ему подходит: его Саид-паша не столько агрессивный, сколько харизматичный. Еще одна интересная роль — раб Али. В поэме такого персонажа нет, но по канонам классического балета он необходим. Его танцует Артем Зрелов — прыгучий, сильный, талантливый артист. Мой опыт показывает, что в балете колоссальную роль играет звучание оркестра. Я рад, что «Корсаром» согласился дирижировать директор — художественный руководитель театра Александр Топлов. Сейчас на репетициях орекстр звучит великолепно.

— Расскажите о художественном оформлении спектакля.

— Художник-постановщик — Алексей Амбаев из Бурятии, мы с ним ставили «Корсара» в театре Улан-Удэ. Он знает все мои пожелания, и мне близки его решения: декорации очень яркие, но при этом достоверные: Алексей детально изучал историю, все его идеи обоснованы. Художник по костюмам — Алла Шаманина, местная художница. Для меня это первая работа с ней. Мне нравятся ее решения, у нее очень хороший вкус.

— Вы уже успели оценить нижегородскую публику?

— Да, и я восхищен! Каждый спектакль — почти аншлаг. И это один из показателей общей культуры города. Нижний Новгород — очень балетный город. Меня удивило и обрадовало, что сотни детей занимаются в балетных студиях. А публика в театре — невероятно профессиональная. Ведь как обычно бывает: не каждый зритель понимает, где надо хлопать, а где не надо, и всегда есть часть публики, которая ходит на спектакли часто и начинает аплодировать первой там, где нужно, и таким образом дает остальным понять, что сейчас можно выразить артистам свое восхищение. Здесь таких зрителей большинство, они не ждут подсказок! Это меня очень обрадовало.

— Какие премьеры запланированы на следующий год?

— В завершении сезона планируем поставить «Лебединое озеро». Оно уже есть в репертуаре, но этот балет считается лицом театра, поэтому мы как новая команда предложим свою трактовку. А осенью, в следующем сезоне, хотим поставить балет для детей «В поисках Синей птицы». У моей жены есть опыт постановки этого балета. Все детские спектакли, которые сейчас есть в репертуаре, собирают аншлаг. Я чувствую, что родители с удовольствием дают детям возможность прикоснуться к классическому искусству, и готов развивать репертуар театра в этом направлении.

— Театру давно обещают новое здание. Что вы об этом думаете?

— У меня нет сомнений, что это нужно не только театру, но и городу: зрители ходят в театр, ждут новых постановок. Сейчас театр очень атмосферный, но масштабу задумок уже, к сожалению, не соответствует: не хватает аппаратуры, достойного света, другого оснащения… Новый дом для театра необходим, и мы готовы наполнять его творческое пространство современными работами, но это должно быть волевое решение властей.

Беседовала Татьяна Салахетдинова

Вся лента