Чарльз Буковски устроил сцену

В воронежском Камерном театре представили «вечер» с писателем

В Воронежском Камерном театре состоялась премьера спектакля «Вечер с Чарльзом Буковски». Его режиссер Надя Кубайлат представила своеобразный вариант творческой встречи с писателем. Загримированный под престарелого Буковски актер под живой аккомпанемент читает его стихи и прозу, дает интервью, «пьянствует», бесчинствует и фотографируется со зрителями.

Фото: Алексей Бычков / Камерный театр

Премьерные показы спектакля «Вечер с Чарльзом Буковски» с аншлагом прошли на малой сцене воронежского Камерного театра 18 и 19 декабря. Режиссером выступила ученица худрука МХТ имени Чехова и Студии театрального искусства Сергея Женовача Надя Кубайлат. Сама она просит не называть постановку спектаклем. Вместо этого режиссер предлагает своеобразную творческую встречу со скандальным писателем, считая, что литературу Буковски невозможно инсценировать и вместо этого лучше дать слово самому литератору.

Загримированный под Чарльза Буковски актер Михаил Гостев находится в комнате, огороженной от зрителей прозрачным пластиком. Внутри — полный пива холодильник, стол, стул, микрофон и листы с произведениями Буковски. В одном из углов затянутые в костюмы химзащиты музыканты играют на скрипке и виолончели. Писатель под живой аккомпанемент потягивает пиво и читает собственные произведения. Это голос самого Буковски: активно используются записи с реальных публичных чтений литератора, и в это время Михаил Гостев почти не раскрывает рта, лишь жестикуляцией и движением подражая герою. Ни одного слова актер не произносит, хотя порой он настолько убедителен в подражании Буковоски, что кажется, будто имитируется и голос писателя. Все это перемежается не особо смешными шутками, сопровождающимися записью смеха зрителей, когда-то побывавшими на реальных публичных чтениях.

Разговаривает писатель со зрителем на английском. Вне комнаты журналистка (Яна Кузина) во вступительном слове несколько раз упирает на скандальную славу развратника и пьяницы Чарльза Буковски, а позже подчеркнуто холодным и ровным голосом ведет синхронный перевод. По завершении чтений она же отправляется на интервью к писателю, обещая, что и каждый зритель сможет задать литератору пару вопросов. Лучше это делать в химзащите — несколько костюмов висят у входа в комнату. Однако в ней трудно общаться, а без нее есть риск полностью оказаться под влиянием инфернального писателя. Журналистка задает вопросы и сама же цитатами из интервью Буковски и книг о нем на них отвечает и даже почти отдается герою. Михаил Гостев все это время молчит, но не бездействует — курит, открывает одно за одним пиво, активно жестикулирует, бесится и громит комнату. А успокоившись, с удовольствием фотографируется со всеми пришедшими.

Публика охотно идет в комнату не только, чтобы выложить потом в соцсетях фото с Буковски, но и чтобы поближе рассмотреть грим. Даже незнакомые с творчеством писателя зрители почти за два часа, в течение которых идет постановка, успевают сполна понять многое и об образе жизни Буковски, о его мышлении и о его произведениях. Отчасти этим проектом Камерный театр выполняет еще и образовательную функцию. И делает он это через создание особой атмосферы, размывая границу между театром и перформансом, превращая зрителя в соучастника происходящего. Сделанный в подобном ключе воронежский проект — не единственный. В московском театре Романа Виктюка идет спектакль-концерт «Буковски», который создатели называют «гранж-перформанс».

Александр Прытков

Почему воронежцы уходили с премьеры «Тиля»

Воронежский академический театр драмы имени Кольцова показал премьеру спектакля «Тиль» по одноименной пьесе Григория Горина о средневековом народном герое Тиле Уленшпигеле. Московский режиссер Глеб Черепанов решил продемонстрировать местной публике едва ли не все театральные тренды — почти четыре часа актеры почти дословно пересказывали текст произведения...

Читать далее

Вся лента