Груз пошел на взлет

Компания экс-премьера запланировала торгово-логистический центр возле пермского аэропорта

Как стало известно „Ъ-Прикамье“, компания «Лэнд» экс-премьера краевого правительства Николая Бухвалова планирует построить торгово-логистический центр площадью около 150 тыс. кв. м вблизи пермского аэропорта. По замыслу инвесторов, наличие поблизости Большого Савино скажется на удобстве отправления грузов через хаб воздушным путем. Участники рынка оценивают стоимость строительства в 5 млрд руб. По их мнению, идея создать комплекс возле аэропорта привлекательна, но для того чтобы проект «взлетел», у организаторов должно быть понимание, кто и как впоследствии будет использовать эти площади, добавляют они.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Пермское ООО «Лэнд» намерено построить в Пермском районе, возле аэропорта, торгово-логистический центр (ТЛЦ). Компания запросила у энергетиков тех­условия для подключения объекта к сетям, сообщил „Ъ-Прикамье“ источник на энергорынке Прикамья.

ООО «Лэнд» зарегистрировано в 2010 году в Перми, учредителями являются экс-премьер края Николай Бухвалов (27,5%), бывший председатель совета директоров «Горнозаводскцемента» Анатолий Мокрушин (27,5%), Дмитрий Эткин (22,5%) и Михаил Давыденко (22,5%).

Согласно презентации о проекте ТЛЦ (имеется в интернете в открытом доступе), земельный участок в 30 га находится в собственности ООО «Лэнд». Площадка расположена на трассе Пермь–Усть-Качка (продолжение ш. Космонавтов) возле д. Кичаново (Пермский район, Култаевское сельское поселение), в 15 км от центра Перми, вблизи от аэропорта Большое Савино. Инженерные сети расположены в 500 м от участка в Кичаново, электроподстанция находится в 3 км от площадки. Территория подходит для размещения складского комплекса, логистического парка площадью до 100 тыс. кв. м, торгового комплекса площадью до 50 тыс. кв. м или производства, указано в презентации.

Площадь центра может составить 150 тыс. кв. м.

Отличительная особенность планируемого ТЛЦ в том, что грузы, которые будут храниться в комплексе, будут отправляться через аэропорт. Добавим, что в презентации компании «Лэнд» также приводится информация о планах по развитию грузоперевозок воздушными линиями. Так, согласно оценке потенциала аэропорта, выполненной Lufthansa Consulting, к 2032 году грузопоток Большого Савино может вырасти в 5,43 раза, при оптимистическом сценарии — в 11,3 и 10,9 раза соответственно. Генпланом развития аэропорта до 2035 года, разработанным Lufthansa Consulting в 2011 году, предусматривается создание нового грузового терминала. При этом на землях между грузовым терминалом и шоссе, включая участок, предполагается создание логистических и иных объектов авиагрузового кластера.

Совладелец «Лэнд» Николай Бухвалов не стал комментировать „Ъ-Прикамье“ планы компании, отметив, что озвученный проект — «еще фантазии» и определенных сроков не имеет.

Источник в администрации Пермского района рассказал „Ъ-Прикамье“, что девелопер уже провел презентацию для чиновников.

Участок располагается прямо у аэропорта

Тарас Рыжук, гендиректор офисно-складского комплекса «Мегасервис» (УК проекта Pluspark в Краснокамске), полагает, что комплекс возле аэропорта может пользоваться популярностью для доставки скоропортящихся товаров или плодоовощной продукции. «Ритейл для снабжения своих магазинов пользуется автотранспортом, тогда как заводы, с учетом специфики своей продукции, выбирают железную дорогу»,— считает господин Рыжук. «Сложно судить, есть ли в Перми достаточный спрос на авиа­перевозки груза. Предполагаю, что это может быть оправданно в Москве или, может быть, в Екатеринбурге, поскольку этот город сейчас является единым распределительным центром на Урале и в Сибири. Пермь немного в стороне от основных логистических потоков. Воздушные ворота могут быть рассчитаны только на Пермский край. Есть ли в этом необходимость, затрудняюсь судить»,— отмечает эксперт.

Тарас Рыжук говорит, что в Пермском крае стандарт­ная площадь складского логистического центра порядка 10 тыс. кв. м, среди крупных центров — объекты Х5 Retail Group и «Магнита» площадью примерно по 25 тыс. «квадратов». «У нас общая площадь комплекса 16 тыс. кв. м, но под складскую логистику используется 10 тыс. Не знаю никого в Пермском крае, кому бы понадобилось больше, чем 20 тыс. кв. м»,— поясняет собеседник.

Стоимость строительства складского центра в Перми составляет около 35 тыс. руб. за кв. м, отмечает эксперт. Однако девелопер, приступая к строительству, должен понимать, кто будет его якорным резидентом. С ним заранее договариваются об условиях будущего комплекса, вносят предоплату. Инициатор проекта может построить и больше складских площадей, чтобы потом продать их кому-то еще.

«Идея классная, хорошо, что Пермский край будет обеспечиваться такой быстрой логистикой. Но для того, чтобы проект «взлетел», у организаторов должно быть понимание, кто и как впоследствии будет использовать эти площади»,— подчеркивает собеседник.

Евгения Ахмедова

Вся лента