«Пилон» не выдержал груза

Суд признал одну из крупнейших мостостроительных компаний Петербурга несостоятельной

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области ввел процедуру наблюдения по заявлению о банкротстве Федеральной налоговой службы к одной из крупнейших мостостроительных компаний города — ЗАО «Пилон». Оборот компании, которая занималась реконструкцией Дворцового моста и строительством Яхтенного, с 2017 по 2019 год упал в 28 раз. По данным “Ъ”, сумма требований ФНС составляет 138,8 млн рублей, задолженность компании по зарплате — около 170 млн рублей. Юристы отмечают, что на данном этапе возможно как окончательное банкротство компании, так и заключение мирового соглашения, кроме этого не исключена продажа доли в компании.

«Пилон» Мевлуди Блиадзе работает в Петербурге более 25 лет, тяжелому финансовому состоянию компании предшествовало банкротство других мостостроительных компаний города

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Следующее заседание по банкротному иску к «Пилону» состоится 1 апреля 2020 года, на нем, в частности, будет вынесен вопрос о введении следующей процедуры банкротства, сообщил “Ъ” адвокат Арутюн Саркисян. На заседании 11 декабря суд также утвердил временного управляющего. ФНС подала банкротный иск к ЗАО «Пилон» в середине марта 2019 года, сумма исковых требований составляла 600 тыс. рублей. С того момента к делу также присоединились контрагенты компании. В реестр кредиторов, согласно ноябрьскому определению суда, включено 43,6 млн рублей. Однако, по данным “Ъ”, на начало сентября 2019 года «Пилон» задолжал кредиторам 808 млн рублей.

По данным «СПАРК-Интерфакс», «Пилон» основан в 1993 году. Компания на 100% принадлежит Мевлуди Блиадзе. Рекордная выручка у компании пришлась на 2016-2017 годы, составив более 7 млрд рублей и 8,7 млрд рублей соответственно. В 2018 году выручка снизилась до 2,8 млрд рублей, чистый убыток за этот период — 991,5 млн рублей. Портфель заказов также сократился: в прошлом году он составил 3,7 млрд рублей, что в денежном выражении — менее четверти портфеля 2015 года. Компания строила и реконструировала объекты к ЧМ-2018: Яхтенный, Тучков мосты и мост Бетанкура, Пулковско-Дунайскую развязку. В 2019 году новых заказов у нее нет.

В «Пилоне» “Ъ” заявили, что на начало декабря сумма задолженности перед рабочими составляла 155 млн рублей. В 2018 году компания сократила персонал с 2,5 тыс. человек до 800 сотрудников, к концу декабря 2019 года штат сотрудников уменьшится до 50 человек. Владелец «Пилона» Мевлуди Блиадзе сообщил “Ъ”, что компания надеется реализовать машины и оборудование, за что можно выручить более 300 млн рублей. Собеседники “Ъ” в строительной отрасли Петербурга фиксируют снижение объемов работы, начиная с 2010-х годов. В 2016 году банкротами признали «Мостоотряд-19» и «Мостострой № 6», в 2017 году — «Ленмостострой». Загрузку компаний частично обеспечила подготовка к чемпионату мира по футболу в Петербурге в 2018 году (см. “Ъ” от 24.10.2019).

Партнер юридической компании «Сотби» Владимир Журавчак отмечает, что по количеству организаций, в отношении которых введено конкурсное производство, строительство как отрасль экономики находится на втором месте после торговли. Участники рынка считают причинами нынешнего состояния отрасли несовершенство и некачественную проработку проектной документации, что может затянуть сроки сдачи объекта и, как следствие, не позволяет своевременно получить прибыль и рассчитаться с кредиторами, «закредитованность» отрасли и высокие банковские проценты, а также ненадежность субподрядных организаций, говорит эксперт.

При наблюдении возможны самые разные исходы ситуации для компании — как окончательное банкротство, так и мировое соглашение с истцом, считает партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. Кроме того, напоминает он, у бенефициаров компании есть шанс найти деньги и рассчитаться. Кроме этого, подчеркивает Журавчак, собственник может продать долю в компании. Задолженность по зарплате будет выплачиваться либо из оставшегося имущества, либо из тех средств, которые в будущем удастся вернуть путем оспаривания сделок и привлечения к субсидиарной ответственности, продолжает господин Клеточкин. При этом она отнесена ко второй очереди требований, отмечает господин Журавчак.

Глава Ассоциации предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга Юрий Агафонов отмечает, что на рынке Петербурга из крупных местных компаний остались ПО «Возрождение», «АБЗ-Дорстрой» и «Геоизол». Он уверен, что банки не заинтересованы во вхождении в бизнес «Пилона», поэтому потенциальный покупатель если и найдется, то только из отрасли. В сложившейся ситуации даже крупнейшие российские подрядные строительные компании констатируют риски новых банкротств в течение ближайших одного-двух лет. По словам господина Агафонова, в 44-м Федеральном законе на законодательном уровне должны быть изменены критерии ценообразования госконтрактов, механизмы авансирования работ, а также требования по демпингу на аукционах — с повышением от нынешних 25% до 10%.

Яна Войцеховская

Вся лента