РџРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

Продажи на взрослой тяге

18+

Потребители товаров для секса становятся все более осведомленными и менее стеснительными, благодаря чему этот сегмент в России прирастает на 10% ежегодно. Экономические сложности снизили размер среднего чека, но не количество самих покупок, так как интимная продукция является эффективным антидепрессантом без побочных явлений, шутят эксперты.


По оценкам генерального директора компании «Поставщик счастья» Дмитрия Коробицына, годовой объем российского рынка товаров для взрослых составляет $150 млн (9,6 млрд рублей по нынешнему курсу). Для сравнения: рынок Германии достигает $1,2 млрд, мировой равен $24,9 млрд.

В Петербурге оборот интим-магазинов составляет 600 млн рублей в год ($9,4 млн), указывает заместитель начальника аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Марков. В городе функционирует около 100 секс-шопов, в числе которых и интернет-площадки. Больше всего офлайн-точек расположено в Центральном, Выборгском, Приморском и Московском районах, перечисляют в Colliers International. Абсолютным лидером по количеству магазинов является сеть «Розовый кролик» (36 точек), на втором месте с большим отрывом находится сеть «Экстаз» (8).

С 2016 года количество сетевых магазинов в Петербурге возросло с 75 до 84, продолжают в Colliers International. Новыми игроками стали VenusShop, «Точка любви», «Эробутик», «Эросмания», Love и «К.Э.Т.», в то время как Pornomania, «Мартовский кот», «Искушение» и «Инстинкт» ушли с рынка.

В последние три года активнее всех присутствие наращивала сеть «Экстаз», открыв четыре магазина. По два запустили Bruno и «Розовый кролик». Больше чем вдвое число своих точек сократила сеть интим-бутиков Love Zona, недавно сменившая своего основного владельца — бывшего топ-менеджера компании «220 Вольт» Леонида Довладбегяна. Он продал бизнес и переехал в Москву, где работает директором по стратегии и электронной коммерции торговой сети «Перекресток». Новому собственнику, Александру Заремскому при заключении сделки достались три точки и онлайн-магазин. Господин Заремский проводит ребрендинг сети, переименовывая ее в Love-Shop.

Интимное соседство


Выбирая площадку для будущего магазина, арендаторы этого сегмента отдают предпочтение стрит-ритейлу, замечает руководитель отдела торговой недвижимости Frank St. Petersburg Анна Лапченко. По словам ведущего аналитика BN.ru Ольги Романовой, в большинстве случаев это отдельное помещение на первом этаже площадью 40–60 кв. м.

В силу специфики бизнеса владельцы секс-шопов нередко сталкиваются со сложностями в поиске площадей из-за потенциального противодействия будущих соседей. «Иногда дело даже не в недовольных арендаторах, а в устаревших установках из-за того, что раньше секс-шопы не отличались красотой исполнения и наполнения»,— объясняет господин Заремский. Собственники торговых центров могут запретить открыть секс-шоп в своем ТЦ, ссылаясь на то, что позиционируют его как семейный или детский. «И это достаточно странно: во-первых, большинство наших клиентов — семейные люди, а во-вторых, оформление витрин магазинов нижнего белья зачастую выглядит более вызывающим и откровенным»,— сетует он.

Вадим Химич, владелец сетей интим магазинов «Эробутик» и «Бутик для двоих», придерживается иного мнения. Кризис, говорит он, наложил свой отпечаток на собственников помещений, и арендаторы сегодня диктуют свои условия: «Я не сталкивался с возмущениями по поводу открытия интим-магазина. Единственным ограничением является близость к учебным заведениям».

Осознанное потребление


Несмотря на негативные экономические явления, объем продаж и скорость роста индустрии товаров для взрослых в России не снизились. Напротив, по разным оценкам, оборот российского рынка увеличивается на 10–20% в год, указывает Дмитрий Коробицын. В 2019 году объем продаж в магазинах по сравнению с 2017 и 2016 годами возрос на 32 и 58% соответственно, соглашается Александр Заремский. Однако, по словам господина Коробицына, спрос при этом уходит из высокого ценового сегмента в средний и нижний.

По мере ухудшения экономической ситуации потребление антидепрессантов, алкоголя и товаров интимной индустрии растет, поясняет господин Химич: «Секс на сегодняшний день, пожалуй, является единственным антидепрессантом без побочных явлений».

Рост спроса связан и с тем, что тема секса становится более открытой: ее освещают блогеры и СМИ, что способствует популяризации не только традиционных секс-игрушек, но и товаров для здоровья, говорит руководитель категории «Товары для взрослых» в Ozon Александра Денисова. В итоге покупатели становятся более осведомленными и менее стеснительными.

Made in Russia


Новым трендом рынка эксперты называют растущее количество российских производителей интим-товаров. По соотношению цена/качество они успешно конкурируют с китайскими компаниями, уверен господин Коробицын: если еще два года назад в крупнейшей международной выставке EroFame в Ганновере отечественные представители не принимали участия, то в этом году их было семь. В структуре оборота компании «Поставщик счастья» доля российских производителей составляет 20%. По наблюдениям Вадима Химича, увереннее всего конкурируют с западными отечественные производители интимных смазок, которые контролируют примерно половину рынка.

Доля иностранных компаний интимных товаров все еще значительно превышает долю российских. «Пока в нашей стране не было секса, во всем мире индустрия для взрослых развивалась весьма активно. В 30-е годы прошлого века интимные массажеры перестали считаться изделиями медицинского назначения и поступили в свободную продажу. У нас же в это время полным ходом шла индустриализация "с головокружениями от успехов". Да и сейчас духовные скрепы превалируют над основами семейной жизни»,— рассуждает господин Химич.

Скромность уходит в сеть


Другая тенденция индустрии — рост доли продаж онлайн, чему поспособствовали крупные маркетплейсы, большинство которых в последние два года открыло категорию товаров 18+. За 10 месяцев 2019 года продажи товаров для взрослых в Петербурге выросли на 140%, иллюстрирует Александра Денисова из Ozon. Заказ клиентов из Петербурга, как правило, включает в себя три-четыре наименования разных категорий, поэтому для многих первое приобретение интимных товаров становится дополнительной покупкой к уже привычному заказу, добавляет она. Чаще всего петербуржцы покупают такую продукцию вместе с косметикой, товарами для дома и детскими товарами. По данным компании «Юлмарт», в денежном выражении в объеме продаж лидируют секс-игрушки, а в количественном — лубриканты и презервативы.

Тенденция на уход в онлайн объясняется тривиально: многим удобнее совершать покупки дистанционно, так как путь от выбора товаров до оформления заказа клиент проходит самостоятельно, а значит, может спокойно подобрать интересующий товар в комфортной для себя обстановке и избежать стеснения во время похода в секс-шоп. Кроме того, по сравнению с традиционными магазинами цена в интернете обычно ниже, замечает гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Секс-шоп не может предложить товар, который нельзя купить на AliExpress, а уровень наценок в офлайн-магазинах на порядок выше»,— объясняет он. Однако у реальных магазинов в этой сфере есть очевидные преимущества. «Продукцию нужно увидеть и потрогать, поскольку ее применение индивидуально. Да и реклама не всегда объективно описывает качество товара»,— аргументирует господин Химич.

Опрошенные BG эксперты уверены, что спрос на продукцию магазинов для взрослых продолжит расти, а сети будут развиваться по принципу omni-channel, сочетая работу онлайн- и офлайн-точек.

Ольга Кантемирова