Кондитерам не хватило спроса

Mondelez отказался от запуска завода в Сибири

Третий поставщик кондитерских изделий в России Mondelez International со штаб-квартирой в США отказался от запуска нового предприятия в Сибири. Проект стоимостью $110 млн и мощностью 50 тыс. тонн продукции в год реализовывался с 2014 года. Эксперты говорят, что низкий спрос на Дальнем Востоке и в Сибири мог не оправдать затрат на строительство.

Новосибирский завод Mondelez выставлен на продажу, эксперты оценивают его стоимость до 500 млн рублей

Фото: Валерий Мельников, Коммерсантъ

ООО «Мон’дэлис Русь» отказалось от завершения строительства завода под Новосибирском. Об этом „Ъ“ рассказал представитель компании. Строительство завода мощностью 50 тыс. тонн кондитерских изделий в год «Мон’дэлис Русь» начала в 2014 году, объем инвестиций оценивался в $110 млн (7 млрд руб. по курсу ЦБ на вторник).

«Мон’дэлис Русь» — российская структура американской группы Mondelez International. В портфеле брендов — Milka, Alpen Gold, «Медвежонок Барни», Dirol и др. В России компания владеет двумя кондитерскими фаб­риками во Владимирской области: «Большевик» мощностью 90 тыс. тонн продукции в год и заводом в Покрове на 80 тыс. тонн. Кроме того, управляет предприятием по производству жевательной резинки в Великом Новгороде мощностью 26 тыс. тонн в год. По данным Euromonitor International, в 2019 году Mondelez занимает третье место на российском кондитерском рынке с долей 11,5% в денежном выражении после «Объединенных кондитеров» (фабрики «Красный Октябрь», «Бабаевский» и др.) и Mars. Весь оборот рынка там оценивают в $10,8 млрд (688,17 млрд руб.).

По словам источника „Ъ“, знакомого с проектом, продукция с завода под Новосибирском должна была поставляться в розничные сети Сибири и Дальнего Востока, а также экспортироваться в страны Средней Азии. Но в компании пришли к выводу, что дешевле будет поставлять товар с действующих площадок, используя логистические мощности ритейлеров, говорит он.

Старший директор интегрированной цепочки поставок Mondelez в Восточной Европе Дмитрий Шаченок заявил, что компания намерена сконцентрировать инвестиции на действующих площадках. В частности, планируется вложить 2,5 млрд руб. в расширение производства на «Большевике», в том числе в строительство новой линии для выпуска бисквитов на 7 тыс. тонн в год на первом этапе. В будущем оборудование может быть использовано и для производства другой продукции.

Ставка на продажи в регионах Сибири и Дальнего Востока и странах Средней Азии изначально была сомнительна, считает начальник отдела инвестиций «БКС брокер» Нарек Авакян.

Экономика этих территорий растет нестабильно, а покупательная способность местного населения крайне низка из-за невысоких доходов, отмечает он. При невысоком потенциальном спросе окупить издержки на полную локализацию производства невозможно, согласен аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом финанс» Александр Осин. К тому же, напоминает он, рынок кондитерских изделий в РФ прак­тически не растет. По оценкам Euromonitor, объем рынка в 2019 году увеличится на 2,3% — до 1,12 млн тонн.

В «Мон’дэлис Русь» говорят, что завод под Новосибирском завершен на 90%, сегодня объект выставлен на продажу. Возможных претендентов в компании не называют. Господин Осин оценивает стоимость такого производства в сумму до 500 млн руб. Но, предупреждает он, найти покупателя в условиях стагнации инвестиционного спроса будет непросто.

Алексей Полухин

Вся лента