Внутреннее дело

«Стиль Travel» об итогах 2019 года

Путешествия в наше время не просто становятся все популярнее: появляются новые направления, и речь тут не о географии — другого глобуса, как известно, нет. Право на жизнь доказал образовательный, гастрономический и событийный туризм. А самое интересное, как известно, происходит на стыке направлений.

Вид на виноградники виноделов Бюрнье

Фото: Burnier

В ноябре на французском «острове миллиардеров» Сен-Бартелеми проходил 6-й гастрономический фестиваль Saint Barth Gourmet. Участники мероприятия, прославляющего высокую французскую кухню, шеф-повара, обладатели как минимум одной мишленовской звезды (а чаще — двух-трех), в качестве сопровождения к дегустациям выбрали продукцию работающего в Краснодарском крае Винодельческого дома Бюрнье. «Высокая французская кухня и русское вино, вас это не смущает?» — поинтересовалась у знаменитых шефов совладелица предприятия Марина Бюрнье. «Нет, как раз наоборот. Это показатель того, что мы открыты миру и всегда готовим что-то особенное»,— ответил один из мэтров.

«Как ни абсурдно, экспортировать наше вино долгое время нам было легче, чем продавать его в России,— продолжает Марина, занимающаяся развитием дома Бюрнье.— Русское вино до недавних пор оставалось самым недооцененным продуктом в стране». Соревноваться с ним мог, пожалуй, лишь внутренний туризм, продолжим мы: несмотря на все старания на самом высоком уровне, отдых в России был не слишком привлекателен для россиян. В ноябре 2019 года Москва получила приз в номинации «Лучшее туристическое направление. Город» на одной из самых престижных международных премий в туриндустрии World Travel Awards, обойдя Лондон, Париж, Нью-Йорк, Лиссабон и Рио-де-Жанейро. Но, как известно, Москва — не вся Россия, к тому же эти двое друг другом традиционно не интересуются. Туристические поездки по России, как и отечественное вино, остаются продуктом «на экспорт».

Марина и Рено Бюрнье, основатели Винодельческого дома «Бюрнье», с дочерью Александрой

Фото: Burnier

Поезд «Россия» «Москва—Владивосток—Москва» (купе в одну сторону 21 тыс. руб.), проходящий самый длинный железнодорожный маршрут в мире, так же как его круизный аналог «Императорская Россия» (от €6055 за двухнедельный тур), вызывает интерес по большей части у иностранцев, но и их, судя по отзывам на TripAdvisor, иногда смущает соотношение цены и качества. Отправиться думать о жизни по пути Камино-де-Сантьяго дешевле, чем лететь медитировать на Алтай, а Камчатка с ее гейзерами остается по-прежнему труднодоступной для россиян, в первую очередь из-за цены.

А вот «внутреннее виноделие» медленно, но верно завоевывает рынок. Потомственный швейцарский винодел Рено Бюрнье оказался в России в конце 1990-х, природные условия для виноградарства на русском юге его настолько впечатлили, что в 2001 году под Анапой, в станице Натухаевской, была куплена земля и основано семейное предприятие. Виноградники Бюрнье находятся недалеко от шампанского гиганта Абрау-Дюрсо, где в конце XIX века разрабатывал метод производства игристого основоположник российского виноделия князь Лев Голицын, и появившихся уже в 2000-х новых русских винодельческих хозяйств. Центр винного туризма Абрау-Дюрсо, один из крупнейших в Европе, ежегодно посещают порядка 200 тыс. человек, кроме того, в Краснодарском крае развивают винный туризм еще два десятка небольших хозяйств, но гулять по виноградникам в Бордо для большинства российских путешественников все же привлекательнее, чем ехать с той же целью под Новороссийск.

В погребе вино хранится в оптимальных условиях, позволяющих раскрыть его вкус и аромат

Фото: Burnier

Федеральное агентство Ростуризм, цели которого схожи с задачами виноделов, привлекает российских путешественников в регионы, поддерживая событийный туризм и посвященную ему премию. В этом году для участия в конкурсе национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards 2019 было заявлено 683 проекта из 72 регионов страны. В финал, который проходил в ноябре в Самаре, вышли 200 проектов из 51 региона. Гран-при в номинации «Лучшее туристическое событие в сфере сельского и агротуризма» получил Международный турнир косарей, проходящий в городе Арти Свердловской области, «лучшим событием в области гастрономического туризма» стал муниципальный гастрономический фестиваль Конаковского района Тверской области «Верещагин СЫРFEST», фестиваль русских колокольных звонов «Перед Спасом» в городе Тутаеве Ярославской области признали «лучшим туристическим событием в области культуры среди городов с населением до 100 тыс.», а состоявшийся в Пскове фестиваль XXXIX Международные Ганзейские дни Нового времени стал «лучшим туристическим событием в области культуры среди городов с населением свыше 100 тыс.». Трудно сказать, подтолкнут ли эти мероприятия к путешествиям по России, внутренние перелеты по которой по-прежнему остаются слишком дорогим удовольствием. И надежд на то, что авиаперевозчики начнут снижать стоимость билетов, пока нет.

Виноделам уходящий год, напротив, открыл новые перспективы: все ждут закон о вине, который скоро у нас — наконец-то — появится. Согласно ему, производители должны будут указывать сорта и регион находящегося в бутылке напитка из винограда, а также ставить покупателей в известность, если «российское вино» таковым не является — состоит из импортного балка и представляет собой винный напиток. С принятием закона, который сделает содержимое бутылки очевидным, покупатель наконец перестанет сомневаться и попробует то, что, как говорят Рено и Марина Бюрнье, отражает «вкус русской земли»,— вино из растущего лишь в России сорта Красностоп, типичный вкус которого раскрывается благодаря существующим только у нас природным условиям. А там, глядишь, и появятся новые винные туры по России, ведь все составляющие для них уже есть.

Любовь Неверовская

Вся лента