Уйти нельзя остаться

Анатолий Костырев о попытках закрыть бизнес в России

Такие важные для бизнеса решения, как уход с рынка целой страны, могут оказаться не только трудно исполнимыми, но и даже фактически невозможными. Когда год назад британская Kingfisher объявила о закрытии в России своих магазинов товаров для дома и ремонта Castorama, гендиректор компании Вероник Лори назвала такой шаг именно сложным, хотя для многих участников рынка он мог быть ожидаемым. В России бизнес Castorama был убыточным с 2014 года. А в 2018 году отрицательный результат ООО «Касторама Рус» достиг рекордных 4 млрд руб. Kingfisher планировала закрыть бизнес в России до конца финансового года, но реализовать свое обещание, кажется, не успеет.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

По состоянию на декабрь 2019 года российские магазины Castorama по-прежнему работают, а на радио даже звучит реклама сети. К гипермаркетам проявляли интерес все конкуренты — Leroy Merlin, «Петрович», OBI и «Максидом», но ни одной сделки так и не состоялось. Большая часть из около 20 гипермаркетов Castorama работает в регионах, где у конкурентов уже есть свои магазины. Кроме того, множество объектов сети еще и находятся в составе торговых центров, где арендуют площади по ставке в валюте, знает один из консультантов на рынке торговой недвижимости: «Такой контракт не подпишет никто в здравом уме». Для институциональных инвесторов убыточный бизнес Castorama в России также вряд ли представляет интерес: актив, который тяжело перепродать, будет только отягощать портфель. К тому же аналитики ожидают замедления темпов роста российского DIY-рынка.

У Kingfisher, похоже, остается один вариант — распродавать объекты по частям. Но это долгий и затратный процесс, который грозит выплатами компенсаций персоналу, придется договариваться о передаче товара и пр. Вряд ли такая стратегия выхода устроит акционеров британской компании. Ситуация в чем-то похожа на «Брексит»: о выходе из ЕС объявлено, но сделать это оказалось настолько сложно, что сегодня и вовсе кажется, что это не состоится никогда.

Столкнуться с подобными трудностями может не только Castorama. Не секрет, что весь сегмент гипермаркетов в России переживает не лучшие времена: потребители предпочитают делать покупки у дома, а существующие объекты большой площади сети переформатируют или закрывают. Трудности в России испытывает и немецкая Metro. Буквально вчера компания сообщила о падении выручки в РФ в местной валюте за последний финансовый год на 3,3%, а сопоставимых продаж — на 4,3% на фоне «сложной рыночной среды». На рынке давно ходят слухи о желании Metro свернуть бизнес в России. И, возможно, они не так далеки от истины, но компания понимает, что сделать это будет попросту слишком сложно. Публичные иностранные инвесторы любят говорить, что они в России «всерьез и надолго», вопрос только, по своей ли воле.

Вся лента