Протест гонят из парков и скверов

Депутаты Курултая Башкирии готовят новые запреты для участников митингов

В парламент Башкирии внесен проект поправок в закон «О местах проведения публичных мероприятий в Республике Башкортостан», предусматривающий новые ограничения для организаторов протестных акций. Депутатам предложено расширить перечень мест, где запрещаются митинги, добавив в него природоохраняемые территории, парки и скверы. Кроме того, предлагается запретить протестные акции в любых местах, «неприспособленных для проведения собраний граждан». Авторство проекта по иронии судьбы приписывают членам комитета по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского общества и СМИ, которым управляет экс-министр ЖКХ Сергей Афонин. Однако опрошенные “Ъ-Уфа” депутаты этого комитета признались, что с идеей таких поправок не обращались, их спустили «сверху, из правительства».

В комитете Сергея Афонина официально не признают, что поправки в закон им «спустили сверху»

Фото: Дмитрий Колпаков, Коммерсантъ

Власти Башкирии готовят новые ужесточения в законодательство, регламентирующее правила проведения мирных митингов, собраний и шествий, гарантированных Конституцией. В Курултай внесен проект поправок в закон «О местах проведения публичных мероприятий в Республике Башкортостан». Депутатам проект был разослан вчера. Разработчиком поправок в материалах указан комитет по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского общества и СМИ, которым руководит экс-министр жилищно-коммунального хозяйства республики Сергей Афонин.

Комитет предлагает расширить 10-ю статью закона, устанавливающую места, запрещенные для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций. В настоящее время митинги запрещено проводить на территории организаций образования, здравоохранения, санаторно-курортных и социальных учреждений и в радиусе 100 м от них, на придомовых территориях, автостоянках, детских и спортивных площадках, на территориях дач и садов, в радиусе 50 м от зданий органов власти и в радиусе 200 м от аэропортов и вокзалов. Депутаты предлагают добавить в этот перечень также территории спортивных и физкультурных объектов, детские лагеря, территории природоохранного и историко-культурного назначения, а кроме того, аллеи, сады, парки и скверы, частные земли, где собственник не дал письменное согласие на митинг. Наконец, в перечень предлагается внести пункт о том, что митинги запрещаются в целом на «территориях, не приспособленных для проведения собраний граждан». Критерии, по которым территории будут отнесены к этой категории, должно установить правительство Башкирии.

Из обоснования поправок следует, что на перечень специально отведенных для митингов мест, который уже утвержден правительством, новые ограничения распространяться не будут.

Напомним, что, например, в Уфе к специально отведенным местам для проведения публичных мероприятий отнесены четыре: площадь в сквере «Волна» в Затоне, площадь перед Дворцом спорта, площадь у ДК «Химик» и площадь у фонтана в районе улиц Таллинской-Мусоргского-Юматовской в Деме). Единственная площадка в административном центре — у Дома профсоюзов — была исключена из перечня в 2017 году.

В обосновании проекта отмечается, что поправки направлены на «дальнейшее совершенствование законодательства в сфере проведения публичных мероприятий с учетом правоприменительной практики», «обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны здоровья, общественного порядка и безопасности граждан». Сергей Афонин отмечает в обосновании, что принятие новой редакции закона позволит проводить митинги в местах, которые «наиболее полно отвечают природе и предназначению публичных мероприятий».

От дополнительных комментариев председатель комитета вчера отказался, порекомендовав дождаться официального пресс-релиза парламента. Релиз практически полностью повторяет текст обоснования поправок.

Опрошенные “Ъ-Уфа” депутаты комитета по местному самоуправлению заявили, что разработчиками поправок они не были. По их данным, текст спустили «сверху, из правительства» (такая практика часто используется в Курултае при внесении непопулярных проектов). Заместитель председателя комитета Айгуль Гареева заявила, что персонального разработчика у законопроекта нет, «это была коллегиальная работа». Отметим, что в отличие от Госдумы указание авторов законодательной инициативы в Курултае Башкирии не является обязательным. Вероятнее всего, депутаты рассмотрят проект в первом чтении 28 июня: на этот же день запланировано заседание парламента.

Депутат от КПРФ Дмитрий Чувилин отмечает, что хотя проект «преподносится как инициатива комитета, в нем заметен элемент госполитики». «Никаких предпосылок для внесения такого закона не было: не помню, чтобы кто-то жаловался на митинги в природоохранных зонах или скверах и парках. Цель проекта явно состоит в том, чтобы максимально ограничить число мест, где возможны протестные акции, а властям облегчить отказы в согласовании»,— отметил депутат.

«Нам и так не согласовывают мероприятия, поэтому для нас ничего не поменяется,— отметила координатор штаба Алексея Навального в Уфе Лилия Чанышева.— Башкирский закон о митингах гораздо жестче федерального, а новые поправки — они просто из феодального общества. Но мы как выходили, так и будем выходить на акции».

Активист движения «Башкорт» Руслан Габбасов уверен, что власти форсируют принятие поправок к выборам главы республики. «Протестные настроения у населения растут. Наше движение в конце июня готовит йыйын (сход) возле шиханов, в том числе против разработки горы Куштау Башкирской содовой компанией. Наверное, власти боятся усиления протеста. По крайней мере на въезде и выезде с Куштау уже стоят бетонные плиты, чтобы машины не могли проехать»,— отметил активист.

Юрист Дмитрий Шарафутдинов обращает внимание на то, что пункт о возможности запрета митинга в любом месте, не приспособленном для проведения собраний граждан, допускает расширительное толкование. «Как говорили основатели российской Конституции, закон должен быть прямым, как палка, без загогулин и двусмысленностей, создающих широкое поле для его трактования. Эта норма позволяет властям найти новые поводы для отказов в согласовании протестных акций. На мой взгляд, это прямая дорога в Конституционный суд России»,— заключил юрист.

Наталья Павлова, Дарья Кучеренко

Вся лента