Туристы швартуются к артериям

Речные перевозки

В 2018 году по рекам и каналам Петербурга проехалось рекордное количество пассажиров маломерных судов — почти 3 млн человек, это в 1,7 раза больше, чем в 2017 году. Во многом на это повлияли чемпионат мира по футболу и теплая погода. Как будет развиваться рынок речных перевозок Северной столицы в навигацию 2019 года, изучала корреспондент BG Яна Войцеховская.

Средний возраст флота, работающего на экскурсионно-прогулочных маршрутах в Петербурге, составляет около десяти лет, а возраст скоростных судов — более 26 лет

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В 2018 году, по данным речного регистра, к Петербургу было приписано 401 судно, обслуживающее пассажирские перевозки по экскурсионно-прогулочным и пригородным маршрутам. Всего, по данным ГКУ «Агентство внешнего транспорта» (АВТ), подконтрольного комитету по транспорту Петербурга, в городе зарегистрировано 94 компании-судовладельца. На рынке работает 18 компаний-перевозчиков, которые имеют лицензии. Они входят в Ассоциацию владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга, которая подсчитывает количество перевезенных пассажиров. К тем 3 млн человек, которые обслужили в 2018 году члены ассоциации, можно прибавить еще около 500 тыс. человек, которые, по оценкам экспертов, обслужили компании, не входящие в организацию или являющиеся нелегальными перевозчиками. Без этой теневой составляющей емкость рынка круизных услуг оценивается примерно в 2,8 млрд рублей, а с учетом сопутствующего бизнеса — 3,6 млрд рублей, считает генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.

По итогам 2018 года Петербург мог принять 8,2 млн туристов (исходя из данных отелей и турагентств), но с учетом сервисов аренды жилья турпоток мог достигнуть 15 млн человек, заявляли ранее в комитете по развитию туризма. При этом, по данным ГБУ «Городское туристско-информационное бюро», изменилась продолжительность пребывания: вместо трех-шести дней иностранцы остаются в городе до двух недель. Средняя сумма, которую иностранные туристы тратят в Петербурге в день, составляет €100–200 (молодежь), €300 (взрослые), €300–500 (бизнес-путешественники), подсчитали в бюро.

Крупнейшими игроками рынка речных перевозок являются «Астра Марин», «Нева Тревел Компани», «Водоходъ», «Смольнинское пароходство». В среднем стоимость водного тура составляет 500–700 рублей. Участники рынка называют пять основных сегментов бизнеса речных перевозок: дневные прогулки по рекам и каналам, дневные по Неве и Финскому заливу, ночные разводные мосты, линии в Петергоф и Кронштадт. В последние годы в связи с развитием территорий, прилегающих к Невской губе Финского залива, получили распространение и стали набирать популярность маршруты на двухпалубных теплоходах, включающие выход по Малой Неве в Финский залив с остановками на Елагином и Крестовском островах, отмечают в Агентстве внешнего транспорта. Набирают популярность маршруты в Финский залив, где открываются панорамы на новые символы города — стадион «Газпром Арена», небоскреб «Лахта-центр», мост Бетанкура.

По данным Единого центра водного туризма (партнерство «Нева Тревел Компани», «Драйвер» и «Смольнинское пароходство», занимает около 30% рынка), самыми популярными маршрутами экскурсий в 2018 году стали ночной круиз-концерт (поездка под разводными мостами с музыкой), экскурсии на английском языке, City Cruise (маршрут с пятью остановками), а также поездки на метеорах в Петергоф. В компаниях отмечают, что количество иностранных пассажиров увеличилось на 15%, в основном за счет представителей Бразилии, Германии, Дании, Аргентины и Мексики.

В навигацию 2018 года более 30 тыс. туристов стали пассажирами водных экскурсий маршрута City Cruise в Петербурге (формат Hop-On Hop-Off заработал в 2015 году, он объединен с автобусом City Tour), что на 36% больше показателя за 2017 год. Согласно мнению генерального директора судоходной компании «Одиссея» Ивана Макеева, которое он высказывает в научной статье, за форматом круговых речных туров будущее: так организовано движение водного пассажирского транспорта в Европе. В историческом центре Петербурга, отмечает он, можно получить ряд отлаженных, популярных круговых маршрутов с высоким уровнем безопасности.

Причальная история

В 2014 году Смольный запустил программу развития сети городских причалов общего доступа и сдачи их в аренду. С 2014 по 2018 год количество причалов увеличилось с 4 до 18, а количество швартовок — с 400 до 26 тыс. Оператором городских причалов является АВТ. Бизнес становится клиентоориентированным, отмечает генеральный директор Единого центра водного туризма Юлия Беленовская. «Все больше появляется брендированных, хорошо организованных причалов: с информационными стендами, цветовой навигацией для удобства пассажиров. Билеты можно приобретать заранее онлайн и предъявлять при посадке электронный номер заказа»,— говорит она.

В навигацию 2019 года будут работать 18 городских причалов общего пользования, говорят в АВТ. Операторы готовятся к открытию двух новых причалов на Васильевском острове, также летом планируется запустить линию в Кронштадт из центра города, где, кроме метеоров, будет работать и скоростной катамаран «Грифон», построенный на Средне-Невском судостроительном заводе и впервые начавший эксплуатацию в прошлом году.

Средний возраст флота, работающего на экскурсионно-прогулочных маршрутах в Петербурге, составляет около десяти лет, а возраст скоростных судов — более 26 лет, приводят статистику в АВТ. По оценке участников рынка, средний возраст судов составляет около 20 лет. Стоимость новых скоростных судов, производимых АО «Судостроительный завод "Вымпел"», ОАО «Зеленодольский завод им. Горького», ОАО «Средне-Невский судостроительный завод», составляет более 300 млн рублей, говорят в АВТ. При этом, отмечает господин Макеев, ежегодный прирост количества судов до 2025 года составит до 5%. Это, по его мнению, вместе с сохранением темпов роста пассажиропотока приведет к дефициту водного пространства: например, круговой маршрут по Фонтанке будет занимать 90–100 минут вместо 60–70 минут сейчас. Решить эту проблему, по его мнению, могут синхронизация и разделение маршрутов.

Планы на лето

В 2019 году АВТ рассчитывает на аналогичный пассажиропоток «при благоприятных погодных условиях». Операторы также прогнозируют отложенный спрос внутренних туристов, которые по тем или иным причинам (например, из-за взлета цен на отели) отказались в прошлом году от поездки в Петербург и планируют приехать в этом, кроме этого, отмечают в Едином центре водного туризма, может сыграть на руку сарафанное радио чемпионата мира по футболу 2018 года, которое привлечет за собой новую волну иностранных туристов.

Однако, по оценке господина Бурмистрова, в 2019 году достигнуть показателей прошлого года будет крайне тяжело. Это объясняется тем, что сократится количество туристических посещений с учетом фактора чемпионата мира по футболу. В денежном выражении, прогнозирует господин Бурмистров, емкость рынка в 2019 году уменьшится примерно на 15% в случае благоприятных погодных условий и на 25%, если температура будет близкой к среднему за последние десять лет уровню. Отрасль нуждается в мерах, направленных на привлечение пассажиропотока, в первую очередь — в увеличении срока безвизового нахождения в Петербурге пассажиров морских международных круизных судов, считает эксперт.

В Петербурге также существовал проект «Аквабус», перевозки осуществлялись по установленным городом маршрутам. Однако из-за низкого спроса и высокого уровня субсидии (в 2012 году она составила 75 млн рублей), которая выплачивалась перевозчикам, компании отказались от проекта. «В комитет по транспорту поступают предложения от судостроительных компаний по организации субсидируемых маршрутов водного транспорта с использованием нового флота. При появлении коммерчески обоснованных предложений и при наличии бюджетных ассигнований появится возможность организации субсидируемых маршрутов водного транспорта»,— говорят в АВТ.

Яна Войцеховская

Вся лента