Онлайн повысил спрос на ноги

Рынок труда

С января по апрель 2019 года было опубликовано в два раза больше вакансий курьеров, чем за аналогичный период прошлого года от работодателей из Петербурга из разных отраслей.

В сфере доставки еды прирост вакансий на позицию «курьер» в январе — апреле 2019 года в сравнении с началом прошлого года составил 91%

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Такие данные приводит портал hh.ru. Директор Северо-Западного региона DPD в России Мария Канакина связывает существенное повышение количества вакансий курьеров с появлением большого количества мелких и средних онлайн-магазинов. Особенно много таких магазинов появилось в отрасли полиграфии. Это точки, которые раньше работали только офлайн, а теперь вышли в интернет.

По данным hh.ru, на долю предложений о работе от компаний, занятых в сфере общепита, кейтеринга и ресторанов, пришлось 25% от всех предложений для курьеров в Северной столице, открытых с начала года. Больше насчитывалось лишь в отрасли услуг для бизнеса (27%). «Если говорить о сфере доставки еды, то прирост вакансий в январе — апреле 2019 года в сравнении с началом прошлого года составил 91%. Вместе с ростом спроса на доставку еды у потребителей увеличивается количество предложений от сервисов, ресторанов и сетей быстрого питания»,— говорит руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу Ирина Жильникова.

Сезонный фактор

Директор по персоналу компании «Курьер Сервис Экспресс» Елена Канатчикова говорит, что основная причина — рост оборота бизнеса. Речь идет как о сегменте e-commerce, объемы которого по итогам 2018 года составили 1,28 трлн рублей, по данным Института Гайдара, так и о росте бизнеса логистических компаний. «Игроки рынка за прошлый год активно развивали бизнес, в e-commerce, помимо этого, выросла доля новых компаний: интернет-магазинов, информационных агрегаторов (в основном китайских), почтовых комнат для крупных западных компаний. В итоге кратно увеличилось количество заказов на доставку, возникла необходимость в дополнительных сотрудниках из числа курьеров. Существует и ряд объективных причин, совокупное влияние которых также сказалось на увеличении спроса на курьерский персонал со стороны работодателей. Одна из них — сезонный фактор»,— рассказывает Елена Канатчикова. По ее словам, в городах-миллионниках курьеры, работающие в штате, в летний «дачный» сезон уходят в долгосрочные неоплачиваемые отпуска (таких около 5%). «Кроме того, нельзя исключать так называемую текучку, поскольку многие рассматривают такую работу как временную, а также уходят в декретные отпуска (почти 20%). Еще 5% курьеров ежегодно уходят на повышение. Если умножить это на годовой прирост бизнеса в пределах 15–20%, то получается рост потребности в новых курьерах на уровне 40%»,— отмечает госпожа Канатчикова. Повышение спроса на курьерские кадры также связано с существующими «курьерскими пиками», которые отмечаются в феврале-марте. Кроме того, весной логистический рынок готовится к осенне-зимней активности и ведет набор, чтобы к пику сезона иметь обученных и проверенных в работе сотрудников. При этом, по словам госпожи Канатчиковой, наибольшим спросом у компаний в Петербурге пользуются пешие курьеры — они помогают решить проблему пробок и могут оперативно доставлять посылки в деловые и бизнес-центры.

«В нашей компании работает более двух тысяч сотрудников, 70% из которых — курьеры по доставке пиццы. Такое большое количество доставщиков обусловлено правилом компании "доставка за тридцать минут", а также агрессивными темпами развития Domino’s. Доставка, конечно же, затрагивает не только сегмент еды. На сегодняшний день люди уже привыкли, что им доставляют технику, одежду, мебель — все что угодно — на дом. И связано это с тем, что потребители стараются экономить свое время, тратя его на более важные занятия»,— говорит HR-директор компании Domino’s Pizza Дамир Такеев.

Лицо компании

По данным hh.ru, требования к опыту работы соискателей невелики: всего 11% позиций предполагали наличие профессионального опыта у кандидатов не менее года, 88% компаний готовы были рассматривать начинающих специалистов. «Зачастую работодатели привлекают соискателей с личным автомобилем и правами категории В, которые хорошо знают город или определенный район города, аккуратны в работе, умеют вежливо общаться с клиентами, обладают такими выраженными soft skills, как ответственность, энергичность, пунктуальность, чистоплотность, мобильность, коммуникабельность. Также в требованиях нередко встречаются пункты, связанные с умением пользоваться банковским терминалом, знанием стандартов гостеприимства»,— отмечает Ирина Жильникова.

По словам Елены Канатчиковой, требования к образованию и возрасту в большей степени формальные. «Важнее опрятный внешний вид, хорошая речь и манеры, потому что курьеры — это фронт-офис компании по общению с клиентами. Важны доброжелательность и понимание азов клиентского сервиса. Кандидаты должны быть готовы четко исполнять задачи и адекватно общаться. Мобильность, готовность к пешей работе и хорошее владение современной техникой — базовые требования. Курьеры должны уметь пользоваться навигаторами, быстро находить адреса, общаться по телефону, уметь работать с личным кабинетом, отслеживать заказы, пробивать чеки на выездной кассе в случае необходимости»,— перечисляет она. По словам госпожи Жильниковой, средний уровень оплаты в начале 2019 года в Петербурге на hh.ru составил 40 тыс. рублей, в январе-апреле 2018 года этот же показатель равнялся 35 тыс. рублей. При этом средние зарплатные ожидания петербургских курьеров оказались даже ниже — в среднем 30 тыс. рублей, судя по данным из резюме, размещенных или обновленных в марте-апреле этого года. Судить об уровне конкуренции среди курьеров можно по hh-индексу — показателю, который отражает соотношение резюме к вакансиям. Так, в марте 2019 года он равнялся 12, то есть на одно вакантное место претендуют в среднем 12 соискателей, что выше рыночной нормы в два раза.

Подавляющая часть кандидатов — мужчины (77%), почти каждое третье резюме на hh.ru принадлежит потенциальным работникам в возрасте до 22 лет, каждое четвертое — кандидатам от 26 до 35 лет. Еще по 17 и 13% соискателей находится в возрастных группах 22–25 лет и 36–45 лет соответственно. «Меньше всего на открытом рынке труда кандидатов зрелого возраста старше 55 лет (5%). У каждого второго потенциального курьера есть высшее или неоконченное высшее образование (59%). Каждый четвертый закончил ссуз (27%), а у 14% на руках лишь школьный аттестат. Без опыта работы 39% кандидатов, а у 29% за плечами есть стаж более шести лет»,— рассказывает Ирина Жильникова.

Что касается зарплатных предпочтений, то 27% соискателей на позицию курьера указали в резюме желаемый уровень оплаты труда от 20 до 30 тыс. рублей, на 30–40 тыс. рублей рассчитывают 27%, на 40–60 тыс. рублей — 22%. Минимальный уровень финансового вознаграждения от 5 до 10 тыс. рублей рассматривают всего 2% работников. Однако в 11% резюме встречаются суммы от 15 до 20 тыс. рублей.

«Важной деталью является тот факт, что соискатели положительно относятся к тому, чтобы работать курьером, это воспринимается как дополнительный способ заработать неплохие деньги»,— заключает Дамир Такеев.

Арина Макарова

Вся лента