«Гранд экспресс» сменил владельца

ТКС купил первый в РФ частный поезд

Владелец первого в России частного поезда — «Гранд экспресса», курсирующего на направлении Москва—Петербург, продал свой бизнес другому частному оператору — АО ТКС. Таким образом, один из немногочисленных частных игроков в сегменте пассажирских железнодорожных перевозок в дальнем следовании уйдет с рынка. Однако, по мнению экспертов, конкуренция не снизится, поскольку «Гранд экспресс» работает на направлении, где ТКС не присутствовал, а факт появления у покупателя своего поезда (ранее он лишь добавлял свои вагоны в поезда подконтрольной ОАО РЖД Федеральной пассажирской компании) может свидетельствовать о его намерении развиваться в этом направлении.

7 мая была закрыта сделка по приобретению крупнейшим частным оператором пассажирских вагонов дальнего следования АО «Транскласссервис» (ТКС) компании «Гранд Сервис Экспресс» (ТК ГСЭ), эксплуатирующей поезд повышенной комфортности «Гранд экспресс» на направлении Москва—Санкт-Петербург. Об этом 21 мая сообщил ГСЭ.

Продавцом выступила кипрская Sorena Investments Limited, принадлежащая основателю и владельцу ГСЭ Михаилу Рабиновичу.

Как сообщает компания, «решение выйти из актива было принято бенефициаром в связи с необходимостью развития других бизнес-проектов», их характер не уточняется, равно как и сумма сделки.

ГСЭ, образованный в 2002 году, стал первой российской транспортной компанией, получившей лицензию МПС на право перевозки пассажиров железнодорожным транспортом. «Гранд экспресс» был запущен в 2005 году. Как сообщает компания, первоначальные инвестиции в проект составили порядка 1,3 млрд руб., к моменту продажи он окупился полностью, инвестиции возвращены, а прибыль от основной деятельности составила порядка 450 млн руб. По данным Kartoteka.ru, выручка компании за 2017 год составила 792,6 млн руб., чистая прибыль — 44,3 млн руб.

ТКС — частная компания со своим парком фирменных пассажирских вагонов (более 150), которые включены в состав 18 фирменных поездов Федеральной пассажирской компании (ФПК, входит в ОАО РЖД). По данным компании, ежегодно она обслуживает свыше 1 млн пассажиров. По данным Kartoteka.ru, выручка ТКС в 2017 году составила 4,8 млрд руб., чистая прибыль — 345,8 млн руб.

В ТКС комментировать “Ъ” сделку отказались, но в сообщении ГСЭ указывается, что ТКС приобрела актив «с целью расширения присутствия на рынке пассажирских перевозок и развития направления Москва—Санкт-Петербург».

Фото: Валерий Мельников, Коммерсантъ

Глава Союза пассажиров Кирилл Янков отмечает, что в результате этой сделки одним независимым игроком в пассажирском сегменте станет меньше, однако это не приведет к сокращению конкуренции, поскольку ТКС ранее не работал на направлении Москва—Санкт-Петербург. Ранее у ТКС не было собственных поездов, поэтому, полагает он, возможно, компания будет развиваться в этом направлении.

Наталья Скорлыгина

Вся лента