12 фильмов Beat Film Festival

Выбор Ксении Рождественской

30 мая в Москве открывается Beat Film Festival — международный фестиваль документального кино о новой культуре. В этом году на фестивале девять программ, в которых традиционно собраны лучшие неигровые фильмы, рассказывающие, как устроен современный мир. Фильмы о городах и одеждах, о юности — напрасной и не очень, о людях, меняющих мир прямо сейчас, и, конечно, о музыке. Weekend выбрал те, которые нельзя пропустить


программа «Гала-премьеры»

Три одинаковых незнакомца

Тим Уордл

Веселая, почти болливудская история о троих разлученных в детстве близнецах, случайно нашедших друг друга в девятнадцатилетнем возрасте, которая постепенно превращается в мрачный детектив об экспериментах над живыми людьми. Автор пытается понять, что важнее: воспитание или природа, гены или семейные ценности, этика или наука. Режиссер Тим Уордл, по его собственному признанию, ценит cinema verite, но до съемок «Незнакомцев» работал на телевидении, поэтому в своем дебютном фильме он пытается совместить два противоположных подхода к материалу. Телевидение, к сожалению, побеждает. Уордл щедро использует реконструкцию и строит фильм по законам ток-шоу: завлекает зрителя невероятной историей, чтобы потом обсудить вопросы морали, поговорить об истоках депрессии и так и не прийти ни к какому выводу. А сама история настолько сложна и мрачна, что сопротивляется и методу реконструкции, и каким-либо однозначным выводам.

ЦДК, 31 мая, 19.30; 2 июня, 21.45
«Каро 11 Октябрь», 9 июня, 16.00


PJ Harvey: A Dog Called Money

Шеймус Мёрфи

Не то арт-коллаж, не то музыкальный фильм, не то военный травелог. Британская рок-певица Полли Джин Харви и ирландский военный фотограф Шеймус Мёрфи совершили несколько путешествий — в Косово, Афганистан и Вашингтон. Мёрфи снимал, Харви писала в блокнотик стихи. Потом был создан музыкальный альбом «The Hope Six Demolition Project», причем звукозаписывающие сессии в Сомерсет-хаусе были открыты для зрителей: любой желающий мог наблюдать за процессом записи через зеркальное стекло как за арт-объектом. Но настоящий объект исследования этого фильма — не музыка и не война, а обратная сторона войны и музыки, то, как уличная суета, увиденная из окна машины, молитвы суфия, собака по имени Деньги и ржавые остовы танков становятся внутренним миром Пи Джей Харви.

«Каро 11 Октябрь», 31 мая, 20.00
Мультимедиа Арт Музей, 1 июня, 18.00
МСИ «Гараж», 7 июня, 21.30
ЦДК, 9 июня, 17.30


программа «Музыка»

Дэвид Боуи: путь к славе

Фрэнсис Уотли

История провала, точнее, нескольких лет провалов. Первые годы музыкальной карьеры Дэвида Боуи — от опытов Дэви Джонса до первого появления Зигги Стардаста — убедительно доказывали, что у этого человека нет ни особого таланта, ни умения продать себя. Есть лишь желание сбежать от собственной жизни, уверенность в том, что рано или поздно он покорит мир, и способность не сдаваться. Это третий фильм трилогии Фрэнсиса Уотли о Боуи: «Пять лет» рассказывал о самом успешном периоде в карьере Боуи, «Последние пять лет» — об альбоме «Blackstar» и последней главе жизни великого музыканта. В «Пути к славе» много фанатской радости: и неизвестные архивные записи, например история прослушивания группы The Lower Third на BBC (из отзывов: «вокалист лишен индивидуальности», «самодеятельный солист группы поет мимо нот»), и эксклюзивные интервью — с продюсером Тони Висконти, не оценившим «Space Oddity», или с бывшей девушкой музыканта Гермионой Фартингейл. Фильм любуется Дэвидом Боуи как персонажем, который вот-вот найдет своего автора.

«Космос», 10 июня, 20.00


Вудсток: три дня, изменившие поколение

Барак Гудман

Мощнейший ответ оскароносной классике Майкла Уэдли «Вудсток: три дня мира и музыки» (1970). Для оскаровского номинанта, режиссера и продюсера Барака Гудмана («Оклахома», «Скоттсборо: американская трагедия») музыкальный фестиваль, прошедший в августе 1969 года,— история в первую очередь не музыки, но единения. Редкие архивные кадры складываются в историю о том, как поколение тогдашних двадцатилетних осознало себя. Параллельно разворачивается захватывающий документальный хоррор о менеджерской работе: организаторы тонут в проблемах, местные фермеры пытаются накормить голодных зрителей, туалетов не хватает, музыканты не успевают добраться из гостиниц, кто-то рожает прямо во время концерта. Гудман дает высказаться свидетелям событий — участникам, организаторам, зрителям, но не показывает, как они выглядят сегодня. На пленке они остаются молодыми, и от этого есть ощущение, что Вудсток не ушел в прошлое, не превратился в воспоминание, а происходит прямо сейчас.

ЦДК, 1 июня, 18.30; 4 июня, 19.30
«Каро 11 Октябрь», 7 июня, 19.00


Берлинский фейсконтрольщик

Давид Дитль

Больше всего это похоже на сцены из жизни супергероев, «Мстителей» на отдыхе: режиссер Давид Дитль рассказывает истории трех легендарных берлинских фейсконтрольщиков, а через их опыт — и всю историю города от 1980-х до наших дней, и историю ночной берлинской клубной сцены. Первый фейсконтрольщик, человек-гора Фрэнк Кюстнер, приехал в Берлин, когда рухнула Стена, второй, Смайли Болдуин, американский солдат, когда-то стоял на страже этой Стены, а третий, Свен Марквардт, панк-фотограф, до сих пор кажется вольным духом ночного Берлина. Давид Дитль — сын немецкого режиссера Хельмута Дитля — ведет себя как неуверенный рейвер, боящийся подойти к фейсконтрольщику поближе. Поэтому он просто дает своим героям выговориться.

«Каро 11 Октябрь», 2 июня, 19.00, 19.30; 8 июня, 19.00
ЦДК, 6 июня, 21.30


программа «Coming Of Age»

Соберись перед прыжком

Бинг Лю

История взросления трех друзей-скейтеров из Иллинойса, автобиография поколения, которое пытается сбежать на своем скейте от взрослых проблем. Бинг Лю, режиссер и один из героев фильма, много лет снимал скейтборд-клипы, а потом нашел своих героев и подружился с ними. Его стиль съемок — стиль скейтбордиста: «Надо пробовать что-то новое, даже если ничего не получается». Лю снимал рискованные подростковые приключения своих друзей, их семьи, не справляющиеся с жизнью, их монологи — то дурацкие, то яростные, и, наконец, город, пустеющий и злой. Получился фильм не столько о субкультуре (о ней, конечно, тоже), но еще о свободе и зашоренности, о расизме и домашнем насилии, о взаимоотношениях с близкими и с самими собой. Спецприз жюри документального конкурса «Сандэнса» и номинация на премию «Оскар».

Мультимедиа Арт Музей, 31 мая, 19.00
«Каро 11 Октябрь», 2 июня, 17.00
ЦДК, 4 июня, 21.40


Не будь придурком

Бен Муллинкоссон

Хоум-видео, превратившееся в мудрую поэму о взрослении, по духу больше всего напоминающую «Вино из одуванчиков» Рея Брэдбери. Режиссер-дебютант снимает повседневную и не слишком захватывающую жизнь своих двоюродных братьев: младший, Мэттью, угловатый подросток, боится собак, а старший, Питер, двадцатилетний тюфяк, ежедневно инсценирует шоу «Остаться в живых». Все, кто обижает Питера, «изгоняются из племени». Собственно, это и есть история «племени» — семьи, в которой родители готовы помочь детям посмотреть в глаза чудовищ. Приз зрительских симпатий на фестивале документального кино IDFA.

ЦДК, 2 июня, 18.00


Зона

Клейтон Вомеро

Клейтон Вомеро с любопытством энтомолога разглядывает постсоветское культурное пространство, сформированное в эпоху потребления, неофеодализма, симулякров и бескрайнего хаоса. Вот бабка поет себе под нос рекламный джингл «Кока-колы», вот представители вог-дома «Бончинче» прыгают на кровати, вот рэпер-философ Хаски, запертый в машине, рассуждает о культуре, а монументальный Артемий Троицкий вспоминает молодость, вот парень торгует фейковыми кроссовками, а девушки из Владимира живут в сети. Российские и украинские молодые люди свидетельствуют о том, как империя развалилась, а культура без боя сдалась консюмеризму. Главным музыкальным героем, как ни странно, оказывается «Лебединое озеро» Чайковского — об августе 1991-го вспоминают почти все герои.

«Иллюзион», 6 июня, 20.00
ЦДК, 7 июня, 21.30
Мультимедиа Арт Музей, 9 июня, 19.00


программа «Генеральный план»

Push

Фредрик Герттен

Документальный триллер о будущем мегаполисов: рано или поздно в них смогут жить лишь богатые люди и города опустеют. Они пустеют уже сейчас. Героиня фильма, эксперт ООН по вопросам доступного жилья Лейлани Фарха, начинает свое расследование, перемещаясь из Оттавы в Лондон, в Чили, в Стокгольм, в Сеул. Она пытается понять, как глобальная финансовая система влияет на жилищный кризис и почему этот кризис может обрушить весь мир. Лейлани разговаривает с социологами, риэлторами, обычными людьми, ожидающими выселения, и фильм превращается в портрет человечества, вступившего в войну с финансовой махиной. Для шведа Фредрика Герттена любая глобальная проблема становится личным делом: он автор «Велосипедов против машин» и скандального фильма «Бананы!» о борьбе никарагуанских рабочих против корпорации Dole Fruit, которая подала на Герттена в суд.

ЦДК, 3 июня, 19.30
Институт «Стрелка», 5 июня, 21.00
«Каро 11 Октябрь», 9 июня, 18.00


программа «Новые люди»

Война искусств

Томми Гулликсен, Мортен Тровик

Мортен Тровик — автор уморительного «Дня независимости» о рок-концерте «Лайбаха» в Северной Корее. Теперь он везет в страну чучхе группу современных европейских художников для обмена опытом с северокорейскими товарищами. Один рисует собственной кровью, другой занимается звуковыми инсталляциями, третий абстракционист, и на все это корейцы вежливо улыбаются: «Это не искусство». А тут еще Северная Корея проводит успешные испытания нейтронной бомбы. Умный, изобретательный и страшный фильм, лишь притворяющийся комедией положений. На самом деле главный вопрос «Войны искусств» — как взаимодействовать с тоталитаризмом: идти напролом или искать компромисс? Остроумный парафраз древнего «Искусства войны» Сунь-цзы — когда противнику дают современное искусство, он обязательно говорит: «приезжайте еще».

МСИ «Гараж», 5 июня, 21.30
ЦДК, 6 июня, 19.00
Мультимедиа Арт Музей, 8 июня, 18.30


программа «Beat x Wink x Arzamas»

В поисках Шугармена

Малик Бенджеллуль

Великий без преувеличения фильм о приключениях малоизвестной музыки XX века в веке XXI. На первый взгляд, это документальный детектив: музыкальный журналист из ЮАР решает узнать, как на самом деле умер один из самых важных для Южной Африки музыкантов, детройтский рокер Сиксто Родригес. В США он был забыт еще в 1970-е, в ЮАР он — звезда, символ борьбы с апартеидом. Все, что происходит дальше, должно быть пережито зрителем вместе с героями, но главный вывод этого удивительного, катарсического фильма: делай, что должен, и будь что будет. «В поисках Шугармена» вышел в 2012 году и собрал все возможные награды — от приза ММКФ за лучший документальный фильм до «Оскара» и BAFTA в 2013-м. Режиссер фильма, швед Малик Бенджеллуль, покончил с собой через год после получения «Оскара».

«Иллюзион», 3 июня, 19.00


Не оглядывайся

Д.А. Пеннебейкер

Классика 1967 года, фильм, попавший в реестр Библиотеки Конгресса США и не раз оказывавшийся в списках лучших неигровых лент всех времен. Донн Алан Пеннебейкер снимает ручной камерой турне Боба Дилана по Великобритании — и концерты, и суету за сценой, и переговоры менеджеров, и истерику фанатов. Он фиксирует жизнь музыканта в процессе перелома карьеры: фолк-музыкант становится рокером, известный артист превращается в суперзвезду. Многие эпизоды разошлись на цитаты — например, Кейт Бланшетт в фильме Тодда Хейнса «Меня там нет» воспроизводит перепалку Дилана с журналистами из фильма Пеннебейкера. Оскароносный режиссер Пеннебейкер — свидетель и соавтор контркультуры 1960-х, один из родоначальников direct cinema, «прямого кино»,— он фиксирует реальность, не выказывая никакого отношения к ней. Метод «муха на стене» очень подходит и времени — середине 1960-х, и герою — Бобу Дилану, который под взглядом камеры пытается осознать себя. Анархист, пастырь, поп-звезда? Секс-символ, рокер, самовлюбленный хлыщ? Конечно, но первую очередь — поэт. Перед показом состоится лекция Михаила Ратгауза «Муха на стене: что такое "прямое кино"?»

«Иллюзион», 1 июня, 16.00


Полная программа и расписание показов на сайте фестиваля

Вся лента