Автоинформаторы разговорились

Банковским клиентам мешает излишняя узнаваемость

Граждане стали жаловаться на то, что при звонке с доверенного номера банки автоматически их узнают и могут через автоинформатор разгласить конфиденциальную информацию. Причина жалоб — мошеннические звонки гражданам с подменой номера банка, для которых часть информации злоумышленники получают через такую услугу. Ситуация не устраивает ЦБ, который требует введения в автоинформаторе второго идентификатора, чтобы сведения сообщались только клиенту, а также включения «узнавания» лишь при наличии согласия. Однако пожелания регулятора выполняют пока единицы.

Фото: Reuters

На сайте Banki.ru появились первые жалобы клиентов на то, что автоинформатор кредитной организации их узнает, называет по имени, сообщает остаток и объем последних операций по счету. Причины жалоб — поступившие этим клиентам мошеннические звонки с подменного номера банка. Данный вид атак на физлиц стал популярен в 2019 году (см. “Ъ” от 29 марта). В этом случае при звонке в колл-центр с подменного номера мошенник через автоинформатор получает подробную информацию о счетах клиента. После этого мошенник звонит клиенту уже с подменного номера банка. В связи с подобными звонками граждане просят банки, чтобы они их «не узнавали».

Однако пока банки движутся в обратном направлении, делая сервисы автоинформаторов более словоохотливыми. Например, ВТБ сообщил о введении голосового сервиса IVR, который позволит голосом при звонке с доверенного номера получить различные сведения. «В автоматическом режиме будут доступны стандартные сервисы: проверка баланса карты, финансовая информация по кредиту наличными и ипотеке, получение пин-кода, статус заявки на кредитный продукт и т. д.»,— отметили в ВТБ. Данные об остатке по карте доступны при звонке с доверенного номера во многих банках: Сбербанке, Райффайзенбанке, Почта-банке, банке «Санкт-Петербург» и т. д. Причем в одних банках для этого нужно знать последние четыре цифры карты, в других (например, в Сбербанке) сами предложат карты на выбор. Есть автоинформаторы с меньшим функционалом. Например, Альфа-банк сообщает дату и сумму платежа по кредиту, полную сумму досрочного погашения, а также статус рассмотрения кредитной заявки и статус готовности карты, но не баланс.

Однако ситуация с болтливыми автоинформаторами явно не устраивает Банк России. Ранее он уже рекомендовал банкам вводить второй дополнительный идентификатор (см. “Ъ” от 17 апреля). В ситуациях, когда клиент категорически против услуг автоинформатора, регулятор также стоит на стороне клиента. «Банк России обращает внимание на недопустимость разглашения банком третьим лицам любой информации, составляющей банковскую тайну,— отметили в пресс-службе ЦБ.— С учетом этого до сообщения любой информации о счетах и операциях по ним банк обязан провести идентификацию позвонившего с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством и договором с клиентом». С позицией регулятора согласны и эксперты по информационной безопасности. «Автоинформатор, идентификация клиента — все это сервисы банка,— отмечает начальник отдела по противодействию мошенничеству ЦПСБ "Инфосистемы Джет" Алексей Сизов.— И клиент от этого сервиса имеет полное право отказаться». По словам главы управления информбезопасности банка «Ренессанс-Кредит» Дмитрия Стурова, теоретически реализовать это можно, поставив доверенные телефоны клиентов, которые хотят проходить полную идентификацию, в стоп-лист, и банк их «не узнает». «Пока это реализовали единицы,— отмечает глава департамента информационной безопасности ОТП-банка Сергей Чернокозинский.— До сегодняшнего момента требовалось обратное, чтобы при общении с банком клиенту не нужно было доставать паспорт или банковскую карту». Впрочем, в отдельных банках все же продумали вопрос отказа от «узнавания». Так, в пресс-службе Альфа-банка сообщили, что у них есть возможность по запросу клиента отключить его «узнавание» в автоматических сервисах.

Вероника Горячева, Вадим Арапов

Взлом по телефону

Как банковские счета граждан опустошаются по первому звонку

Читать далее

Вся лента