ФАС усмотрела нецензурные мотивы в рекламе застройщика

С чем связаны претензии службы к компании «Атомстройкомплекс»

На застройщика в Екатеринбурге завели дело из-за слова «охрюнительно»: ФАС ведет расследование в отношении девелопера «Атомстройкомплекс», рекламные баннеры которого сочли неэтичными. Теперь компании грозит штраф в 100 тыс. руб. Сотрудники антимонопольной службы усмотрели нарушение закона в слогане «Все будет охрюнительно!». Специалисты заявили, что оборот является эвфемизмом и ассоциируется с нецензурной бранью.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Каковы шансы у застройщика отстоять право на провокационную рекламу? И действительно ли она нарушает закон? Сам «Атомстройкомплекс» с выводами антимонопольной службы не согласен и будет отстаивать свою позицию, заявил «Коммерсантъ FM» креативный директор компании Никита Харисов: «Я как автор идеи считаю, что ничего непристойного в данном слогане нет. Он сопровождался визуальным рядом в виде мягкой игрушки поросенка и был приурочен к празднованию Нового года — 2019-й является Годом свиньи.

То есть именно в данном контексте исключается смысл какого-то двойного трактования, которое усмотрели по результатам лингвистической экспертизы.

Если немного углубиться, то в сувенирных магазинах продаются кружки, поздравительные открытки, мягкие игрушки и прочая продукция с аналогичным слоганом».

Избежать штрафа уральской компании поможет только новое исследование, пояснила судебный эксперт по лингвистке Елена Галяшина: «Слово "охренительно" в словарях фиксируется как грубое, вторичное, но, конечно, оно не является нецензурным. На самом деле, это может быть рассмотрено и как молодежный жаргон. Нужно получить заключение специалиста или эксперта, который в данном контексте указал бы, что это не является нецензурной лексикой и не противоречит законодательству. Если такое заключение будет получено, тогда шансы у компании есть. В противном случае, конечно, оспорить претензии ФАС будет намного сложнее».

Это уже не первый случай использования эвфемизмов в рекламе: в конце прошлого года компания Burger King заплатила штраф в 100 тыс. руб. за один из своих слоганов, который специалисты тоже ассоциировали с нецензурным выражением. Бизнес действительно часто использует провокацию в продвижении своих продуктов, потому что этот прием хорошо работает, отметил президент российского отделения Международной рекламной ассоциации Борис Еремин: «Такой ход может возникать тогда, когда компании, например, хочется выделиться среди конкурентов, тем более реклама данной товарной категории у всех похожа. Но не всегда это делается разумным способом. Мы являемся отчасти пленниками той социальной среды, в которой живем».

Между тем, известны случаи, когда компании попадали под санкции антимонопольщиков из-за определенной трактовки их рекламных слоганов. Например, в сентябре прошлого года сын блокадника негативно воспринял рекламу Burger King в Санкт-Петербурге. На баннерах сети была надпись на английском: «Вы не умрете от голода в этом городе». В итоге, компанию обязали устранить нарушения.

Юлия Жданова

Вся лента