Психотерапия и самозащита

О творческом методе Джоанны Пиотровской

8 марта в Tate Britain в рамках проекта Art Now открылась выставка «All Our False Devices» («Все наши ложные приспособления») польской художницы Джоанны Пиотровской, которая живет в Лондоне и шесть лет назад получила магистерскую степень в области фотографии в Королевском колледже искусств. Мероприятие было подготовлено достаточно оперативно: кураторы Tate посетили мастерскую Джоанны за пять месяцев до открытия, а затем предложили сделать выставку в этом всемирно известном музее. Название позаимствовано из поэмы Филиппа Ларкина. «Я не хотела бы связывать выставку с самой поэмой, меня привлек этот фрагмент строки, который имеет отношение к тому, что я показываю,— поясняет Джоанна.— Одна из частей выставки рассказывает о том, как мы используем наши тела в качестве инструментов, а также в качестве оружия, чтобы защищаться от других людей; я также говорю о всевозможных предметах, которые мы используем, чтобы построить вокруг себя своеобразную крепость, защищающую или отделяющую нас от окружающего мира». Пиотровска задает себе вопросы о том, почему у человека возникает необходимость в самозащите, а также зачем мы строим защитные сооружения вокруг себя. По ее словам, есть нечто поэтическое в том, что, в конце концов, мы не можем полностью оградить себя от всего вокруг, и что бы мы ни делали, это не даст нам полного ощущения защищенности.

Джоанна Пиотровска

Фото: DIANA TAMANE

Все фотографии на выставке черно-белые. Пиотровска считает, что они делают изображение чище, позволяют сконцентрироваться на формах и положении тела. Ей также важно показать связь с прошлым — многие из ее образов так или иначе апеллируют к тому, что произошло когда-то, работают с пережитым опытом. В них можно также заметить намек на прошлое, которое люди забыли или сознательно стерли из памяти. Передать все это с помощью черно-белой фотографии получается лучше всего. Чтобы привнести в экспозицию ощущение реальности, «одомашнить» ее, Джоанна использует цветные рамы, а также окрашивает в яркий цвет пол. На одной из выставок в лондонской галерее Southard Reid он был оранжевым, а в Tate Britain — голубой.

Вид экспозиции выставки «All Our False Devices» в Tate Britain

Фото: Matt Greenwood / TATE

Помимо фотографий на выставке в Tate Britain представлены видеоработы 2015–2017 годов. Они транслируются на стены проекторами с 16-миллиметровой пленки. В них мы видим девушку, которая как будто показывает зрителям знаки. На самом деле в основу ее движений легли приемы из самоучителя по самообороне. «Я решила показать приемы не в паре, а только со стороны одного человека. Так кажется, что девушке из этих фильмов приходится защищаться от чего-то большего, чем то, что может снять камера,— объясняет Джоанна.— Мы видим тело, которое, очевидно, вовлечено в какой-то процесс, но до конца не понимаем, чего он касается». Другие работы основаны на психотерапевтических приемах, помогающих при панических атаках и чувстве незащищенности: чтобы успокоиться, нужно положить руки на тело так, будто кто-то тебя обнимает. При этом тело не понимает, что мы обнимаем себя сами. «Идея, что каждый может дать себе то, что обычно ищет в другом, показалась мне чрезвычайно интересной,— отметила художница.— Поэтому в этих работах есть ощущение некоего диалога между руками, хотя они принадлежат всего одному человеку, а не двум». Еще в одной работе три девушки показывают на собственном теле, где находятся жизненно важные точки, удар по которым может стать фатальным или причинить сильную боль из того же учебника самообороны. Показ таких точек другому человеку, по сути, является фактом признания того, что каждый из нас беззащитен. Пленочный проектор с характерным звуком движения роликов, напоминающим легкий треск, для демонстрации этих работ был выбран неслучайно — он лишний раз напоминает зрителю о том, как хрупко тело.

Вид экспозиции выставки «All Our False Devices» в Tate Britain

Фото: Matt Greenwood / TATE

Джоанна Пиотровска — восходящая звезда современного искусства. В 2013 году, когда ей было 28 лет, ее работы были показаны на выставке инициативы Bloomberg New Contemporaries, в рамках которой кураторы ежегодно выбирают самых многообещающих художников, работающих в Великобритании. Годом позднее она выиграла конкурс First Book Award издательства MACK Books — призом стало издание книги с серией черно-белых работ «Frowst», показывающей давно живущие друг с другом пары в интерьерах квартиры или дома. На фотографиях из этой серии партнеры дотрагиваются друг до друга, обнимаются. Две фигуры взаимодействуют друг с другом, принимая очевидно несвойственные им позы, и это взаимодействие выглядит нарочито надуманным и вымученным. По кадрам невозможно также до конца понять, в каких отношениях они находятся. В переводе с английского название «Frowst» означает ощущение спертого воздуха в замкнутом помещении, а сама серия говорит о незаметных связях и напряжении, которое появляется между людьми.

Работа из серии, созданной в рамках Jerwood / Photoworks Award, 2015

Фото: Courtesy Southard Reid

Для серии «Shelter» («Убежище») Пиотровска просила незнакомых ей людей из Великобритании, Бразилии, Португалии и Польши, как в детстве, построить в квартире дом, укрытие из подручных материалов. На многих фотографиях эти люди позируют, выглядывая из созданных ими конструкций. Сбор материала для проекта продолжался два года. Для детей такие домики — квинтэссенция защищенности. С другой стороны, строительство подобных сооружений уже во взрослом возрасте может напомнить о тех временных убежищах, которые строят себе бездомные либо возводят, когда произошла какая-то катастрофа и людям нужно укрытие. «Я хотела, чтобы герои серии подумали не только о физическом, но и о психологическом аспекте безопасности»,— отметила художница.

«На многие проекты меня вдохновила хореография, движения и так называемый язык тела. В моей работе очень важно то, что происходит за камерой. За каждой фотографией стоит настоящий перформанс, а мою работу в данном случае можно считать в большей степени его документацией, нежели следованием самому акту фотографии» — так рассказывает Джоанна о глубинной составляющей своей художественной практики. Все герои ее фотографий постоянно взаимодействуют друг с другом и с окружением. Перформансом был дополнен и стенд польской галереи Dawid Radziszewski, представлявшей работы Пиотровской в 2017 году на главной мировой арт-ярмарке Art Basel в Базеле.

В октябре этого года большая выставка Джоанны откроется в базельском Музее искусств — это заметное достижение в карьере любого художника. Помимо фотографий она собирается включить туда и скульптуры.

Александр Щуренков

Вся лента