Бог в деталях

Chanel осовременила J12

1 мая этого года в продажу поступят новые часы J12. Накануне своего 20-летнего юбилея они изменили облик и получили современный автоматический механизм. Компания Chanel решилась раскрыть имя человека, имеющего к возрождению иконы самое непосредственное отношение. Генеральный директор Chanel Montres Николя Бо лично представил дизайнера марки Арно Шастена, создателя часов Boy-Friend, Code Coco и Monsieur. «Ъ-Стиль. Часы» попросил рассказать их о работе над новыми J12.

Арно Шастен: Я решил поменять все и ничего

Директор креативной студии Chanel Watches Арно Шастен

Фото: Courtesy of Chanel

«Появившиеся в 2000 году J12 были откровением, революцией в стиле. Сейчас я понимаю: то, что я почувствовал тогда, был авторитет часов. Когда же в 2003 году появились белые J12, моя очарованность Chanel превратилась в нечто наподобие наваждения. Для меня J12 женского рода, и в наших с ней отношениях я быстро распределил роли: я — создатель, она — муза. Когда я только пришел в Chanel, у меня к ней было столько почтения, что я не хотел абсолютно никаких изменений в оригинальном дизайне Жака Элле. Разве что создавал для нее специальные коллекции, например, Mademoiselle J12 или J12 XS в виде кольца.

Реконструкция часов началась четыре года назад и стала одним из самых сложных проектов в моей карьере. У меня был выбор — поменять все или ничего. Поэтому я решил поменять все и ничего одновременно. Я старался понять рисунок Жака Элле, анализировал сами часы, каждую деталь, и мне нравится считать, что я был скорее исследователем, чем дизайнером. В итоге я поменял 70% компонентов. То, что получилось, это J12 сегодняшнего и завтрашнего дня.

Кольцо циферблата всегда казалось мне слишком широким, и я сделал его тоньше, что позволило слегка увеличить размер окна. В дизайне очень важны линии и архитектура, но для меня важен еще и звук. Поэтому новый безель звучит по-новому. Я слегка уменьшил заводную головку, и кабошон сделал более плоским. Важно было сохранить водонепроницаемость 200 м, так что все технические характеристики остались. Затем циферблат, лицо часов. Первым делом я начал работу над типографикой и решил сотрудничать с профессиональным типографом, русским по происхождению, так как слышал, что русские в этом деле лучшие в мире. Мы сделали цифры более прямыми и из керамики, тогда как в оригинальной версии они были выполнены из синтетического материала. Пришлось придумать новую технологию производства, и теперь мы умеем делать из керамики даже очень маленькие объекты. Дальше были стрелки. Мне никогда не нравился дисбаланс между толщиной часовой и минутной стрелок, которые используют большинство часовщиков, и я быстро сделал обе стрелки одинаковой толщины, выбрав меньшую. Покрытие Super Luminova в черной модели теперь не белое, а черное, что раньше было технически невозможно.

Единственное, что выдавало возраст часов предыдущих версий — ведь керамика не царапается и не ломается,— это застежка и задняя крышка часов из стали. Мы создали застежку из керамики, и это патент, а крышку — из сапфирового стекла. Поскольку теперь стал виден механизм, я сделал ротор круглым. Я хотел, чтобы круг ротора стал нашей подписью».

Николя Бо: J12 пережили то, что я люблю называть хирургическим вмешательством

Директор часового департамента Chanel Николя Бо

Фото: Courtesy of Chanel

«Департамент Chanel Horlogerie появился в 1997 году. Мы начинали с браслетов и застежек, освоили керамику, начали крепить бриллианты, освоили высокое часовое искусство. Оставался один нюанс — механизмы высокого уровня, которые можно производить в больших количествах. Сделать это в одиночку было невозможно, и мы начали искать партнера, независимого, который умеет хранить секреты и понимает, что такое роскошь. В 2015 году мы встретили команду, которая разрабатывала механизмы для Tudor, у них была одна из лучших на рынке технологий для такого типа механизмов. И когда они начали создавать мануфактуру Kenissi, мы вложились в проект. Для нас это гарантия независимости, ведь теперь мы можем сказать, что за тридцать лет смогли установить контроль над всеми процессами создания часов от дизайна до производства. Этот механизм имеет гарантию пять лет, сертификат COSC. J12 пережили то, что я люблю называть хирургическим вмешательством, а та машина, которая находится внутри, соответствует высочайшим стандартам качества.

Разработка специального ротора была довольно сложной задачей. Нам пришлось заново создать механизм, убрать много деталей из стали и найти материал, который мог бы компенсировать отсутствующую массу. Мы задействовали вольфрам из-за его тяжести. Поскольку J12 предназначены для ежедневного ношения, мы хотели, чтобы механизм был прочным и долговечным. Мы строим отдельное большое здание в Ле-Локле, которое будет окончено к 2020–2021 году, там он будет выпускаться в достаточном количестве, чтобы обеспечить будущее Chanel Horlogerie».

Подготовила Екатерина Зиборова

Вся лента