Реформа ТКО погрязла в проверках

Но штрафовать регоператоров пока не начали

Представители надзорных ведомств Башкирии вчера признали, что мусорная реформа в республике идет со скрипом, к ней оказались не готовы ни региональные операторы, отобранные министерством экологии и природопользования, ни граждане, ни муниципалитеты. В населенных пунктах не хватает контейнеров для выброса мусора, у регоператоров нет доступа к базе данных о плательщиках, собираемость нового тарифа в сельской местности в лучшем случае дотягивает до 40%, в Уфе — 70%. Но главное — республика не продвинулась к главной цели реформы: утилизации отходов.

До главной задачи мусорной реформы — переработки отходов — в Башкирии еще не добрались

Фото: Дмитрий Колпаков, Коммерсантъ

Первые итоги реализации в Башкирии мусорной реформы вчера подводили на Экологическом форуме, проходящем в Уфе. Исполняющая обязанности главы регионального управления Росприроднадзора Ольга Янчук, комментируя, как идет реформа, сообщила, что в нее «окунулись, как в омут с головой»: «Все понимали, что мы не готовы. Не готова нормативно-правовая база, не готовы региональные операторы, не готов субъект. Но все понимали, что откладывать нельзя». На работу регоператоров, отобранных министерством экологии, поступают многочисленные жалобы, отметила госпожа Янчук. В основном они связаны с несвоевременным вывозом мусора, что создает для регоператоров риски расторжения соглашений. «Мы видим в СМИ фотографии с гигантскими кучами отходов, которые не вывозились неделями, а иногда месяцами»,— отметила она.

С января работу регоператоров проверяют Росприроднадзор, Роспотребнадзор и прокуратуры. Типичные нарушения, которые выявляются в их работе, связаны с отсутствием договоров на обезвреживание отходов, отсутствием у транспорта подключения к ГЛОНАСС, несоблюдением территориальной схемы обращения с отходами. Ситуация такова, что если проверяющие полностью задействуют свои полномочия, «страна будет завалена мусором», а «нерожденное дитя похоронено», сообщила Ольга Янчук. Поэтому, добавила она, пока перед надзорными инстанциями стоит задача «не похоронить, а скорректировать» работу операторов ТКО.

Некоторые муниципалитеты представитель Росприроднадзора сравнила с «черными дырами», где вообще нет мусорных полигонов, и там регоператоры сваливают мусор на несанкционированных свалках.

Заместитель директора МУП «Спецавтохозяйство по уборке города Уфы» (обслуживает Уфу и 14 районов) Ринат Биккинин сообщил о «плачевной» ситуации с собираемостью платежей за вывоз мусора. В Уфе она доходит до 70%, но в сельских районах еще в феврале не превышала 19. В марте показатель сбора платежей на селе дотянул до 40%. «Многие жители вообще не слышали, что такое мусорная реформа»,— посетовал господин Биккинин.

Жалобы населения на нехватку контейнеров связаны с недоработкой муниципальных властей, отметили участники обсуждения. По оценке Рината Биккинина, в Уфе не хватает около 1,5 тыс. контейнеров, в других населенных пунктах, где работает МУП, — около 6,5 тыс.

Председатель Союза экологов республики Александр Веселов поднял тему ошибок при начислении платежей. «Виноват законодатель,— уверен общественник.— Он не предусмотрел возможность передачи данных о плательщиках региональным операторам. В результате те вынуждены были выходить из ситуации кто как может: где-то покупать базу данных, где-то по друзьям собирать». Трудности, с которыми идет реформа, господин Веселов связал с тем, что в республике поздно провели отбор регоператоров.

Представители бизнеса обратили внимание на то, что помимо мусора, включенного в сферу обращения с ТКО, за который им начисляется плата, операторы вынуждены вывозить строительный мусор жильцов или отходы, собранные на субботниках. Эти объемы не учтены в тарифе.

Депутат Курултая Руфина Шагапова поинтересовалась у главы госкомитета по тарифам Башкирии Светланы Бурдюк, могут ли регоператоры рассчитывать на какие-то компенсации этих затрат. Та ответила, что сумма недополученного дохода может быть заложена в новом тарифе, но он будет принят лишь в 2021 году.

Как следовало из слов докладчиков, в итоге республика не продвинулась к главной цели реформы — увеличению объема перерабатываемого мусора. «То есть мы до этих вопросов пока вообще дойти не можем»,— отметила госпожа Шагапова.

Опрошенные „Ъ“ регоператоры сообщили, что проверки мешают их работе, хотя пока и заканчиваются не штрафами, а предписаниями. Например, инспекторы указывают на недостаточную освещенность рабочих мест или приходят по жалобам жителей на недостаток контейнеров, хотя это обязанность муниципалитета. Директор ООО «Дюртюлимелиоводстрой» Евгений Юдинцев сообщил „Ъ“, что с января компанию проверяют Роспотребнадзор, прокуратура, министерство экологии и Росприроднадзор. «Человеческие ресурсы регоператора ограничены, а приходится много времени тратить на подготовку документов, которые требуют ведомства,— отметил он.— Время субботников — не совсем подходящее время для проверок. В конце мая — начале июня было бы легче».

Субботники, добавил генеральный директор компании «Эко-сити» Семен Земсков, существенно осложняют работу регоператоров, так как объемы вывозимого мусора в этот период значительно растут и в расчете на каждого жителя превышают годовой норматив. Что касается проверок, то «не могу сказать, что за нас жестко взялись», прокомментировал господин Земсков: «Штрафных санкций пока не было, но все равно от работы отвлекают». Нарекания ведомств касались, например, того, что в некоторых муниципалитетах жители получили по две квитанции за вывоз мусора. «Мы сделали перерасчет»,— отметил собеседник.

Дарья Кучеренко, Майя Иванова

Вся лента