Высокий суд Лондона решил судьбу активов Георгия Беджамова

Придется ли бенефициару Внешпромбанка расстаться с имуществом

Российского беглого банкира попросили поделиться активами: Высокий суд Лондона арестовал имущество бенефициара Внешпромбанка Георгия Беджамова, сообщает Агентство по страхованию вкладов. Речь идет о сумме, превышающей $1,5 млрд. Иск подала сама кредитная организация, у которой в 2016 году отозвали лицензию из-за дыры в капитале в 200 с лишним млрд руб. Каких активов может лишиться банкир? И вернутся ли эти средства в Россию? Выяснял Григорий Колганов.

Виллы в Италии и во Франции, доля в швейцарском пятизвездочном отеле, недвижимость в престижном районе Лондона и земля в Подмосковье — все это по решению суда больше недоступно Георгию Беджамову. Впрочем, с протянутой рукой беглый банкир не пойдет: Высокий суд установил ему такое денежное содержание, которое позволит вести довольно роскошный образ жизни, сообщил собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» в британской столице Андрей Остальский: «Ему разрешено тратить 35 тыс. фунтов стерлингов в неделю на аренду жилья, плюс еще 10 тыс. в неделю на повседневные расходы.

То есть он вполне может продолжать привычный образ жизни и ни в чем нуждаться не будет.

40 тыс. фунтов стерлингов в месяц — подавляющее большинство британцев, в том числе лондонцев, могут о таком только мечтать».

Лицензию у Внешпромбанка, входившего в топ-50 российских кредитных организаций, отобрали в 2016 году. Выяснилось, что руководство фальсифицировало отчетность, выдавало заведомо невозвратные займы и списывало деньги со счетов вкладчиков без их ведома. А клиенты были непростые — СМИ среди них называли российские МИД и Минобороны, структуры «Газпрома», родственников вице-премьера Дмитрия Козака и министра обороны Сергея Шойгу.

Формально господин Беджамов не числился руководителем Внешпромбанка, компанию возглавляла его сестра Лариса Маркус, которой на родине уже присудили наказание в виде 8,5 лет тюрьмы. Но российской стороне, видимо, удалось убедить лондонский суд, что фактически управлял кредитной организацией именно Георгий Беджамов.

Кстати, пострадавшие доверили представлять свои интересы структурам «Альфа-Групп» Михаила Фридмана. И это, как считает управляющий партнер Movchans Group Андрей Мовчан, сыграло не последнюю роль в положительном для истцов решении: «Понятно, что они очень грамотные люди, и эта команда вполне в состоянии судиться в английских судах, если захочет. У "Альфа-Групп" есть юридические ресурсы, и поэтому, когда они вступают в спор, то шансы, естественно, на победу высоки. Лондонский суд хорош тем, что не обращает внимания на то, откуда родом человек, а рассматривает дело по существу».

Дыра в капитале Внешпромбанка оценивается в 216 млрд руб. Теперь появился шанс вернуть примерно половину этой суммы. Главный получатель — Агентство по страхованию вкладов, которое после краха кредитной организации выдавало деньги застрахованным вкладчикам. Но какова вероятность, что деньги вернутся в Россию? Она довольно высока, полагает бывший юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов, живущий в Лондоне. Правда, итоговая сумма, по его словам, может серьезно отличаться: «Суд был убежден, что именно такую сумму надо заморозить. Это не значит, что она у Георгия Беджамова есть. Сейчас он обязан раскрыть свои активы, рассказать, чем реально владеет. Потом этот вердикт может быть модифицирован, изменен. Пока это некая такая формальная сумма: она есть, но может измениться.

Кроме того, если господин Беджамов докажет, что он законно приобрел все эти активы, то они останутся у него».

Георгий Беджамов — не первый беглый россиянин, чьи активы за рубежом были арестованы. Но говорить о тенденции пока не приходится: далеко не все замороженное судом имущество реализовано в пользу России. Однако новое решение Высокого суда Лондона, вероятно, заставит понервничать многочисленных банкиров, спрятавшихся в британской столице.

Высокий суд Лондона также запретил Георгию Беджамову покидать территорию Англии и Уэльса. Если беглый банкир нарушит это условие, ему будет грозить уголовное наказание.

Вся лента