«Умные» колонки от Amazon нацелили на шпионаж

С какой целью они прослушивают пользователей

Сотрудники Amazon признались, что прослушивают клиентов через «умные» колонки. Об этом агентству Bloomberg рассказали сразу несколько человек, которые работали в американской корпорации. Они и еще несколько тысяч специалистов по всему миру ежедневно слушали разговоры владельцев колонки Echo, в которую встроен голосовой помощник Alexa. Он-то и записывал фрагменты общения, как только фиксировал какое-то из активирующих слов. По умолчанию это было как раз «Alexa».

Фото: Kim Kyung-Hoon/File Photo, Reuters

Как подчеркивается, такие исследования проводились исключительно для улучшения функции распознавания голоса, а к защите личных данных в компании относятся со всей ответственностью. Впрочем, в этом сомневается основатель IT-компании Qrator Labs Александр Лямин: «Этим занимаются, конечно, любые устройства, которые оборудованы микрофонами. Делает это Amazon, Microsoft с ее Cortana, Google, Apple с Siri, Facebook — в тех местах, где может дотянуться.

Просто "умные" колонки больше предназначены для этого, потому что оборудованы микрофонами дальнего поля, которые прекрасно разбирают речь.

Это можно использовать, чтобы лучше понимать, что вы сейчас купите и предлагать в ответ варианты от Amazon. Как правило, каждый пользователь в уникальный момент времени видит уникальную цену, которая, конечно, меняется на небольшие значения, и такая стратегия дает фантастические результаты. Когда компании говорят, что ваши данные не хранятся и не обрабатываются, как правило, они абсолютно искренне и точны: в тот момент, когда это уже сделано, результат обработки информации становится данными корпорации. Приватность умерла лет пять назад».

«Умная» колонка от Amazon уже не впервые привлекает внимание журналистов. В марте владельцы начали массово жаловаться, что гаджет неожиданно начинает смеяться по ночам, вызывая у окружающих ужас, или реагирует таким образом на какой-нибудь рядовой вопрос: например, на просьбу включить последнюю песню в плейлисте.

Скорее всего, странную реакцию голосового помощника вызвало повторение команд: в таких случаях искусственный интеллект реагирует непредсказуемо, объясняет руководитель канала «Технологии» журнала Forbes Александр Баулин. По его словам, именно поэтому разработчики продолжают свои исследования, в том числе с помощью прослушки: «Что касается странного смеха, то при одинаковых запросах могут возникать неожиданные ответы. Кроме того, одна из общих проблем искусственного интеллекта — это то, что мы не знаем, по какому алгоритму он ответит на определенный вопрос. На данном этапе невозможно избежать процесса обучения без человеческого участия. Я не видел голосового ассистента, который бы разбирал и мог поддержать беседу с человеком после первого высказывания. Если мы хотим диалога, нам нужна база данных, какие-то житейские разговоры. С другой стороны, люди должны в этот момент понимать, что их слушают, не смущаться и вести себя естественно.

Для пользователей, которые беспокоятся о записи разговоров "умными" колонками, есть только один путь — не покупать их либо пользоваться колонками, где есть кнопка физического отключения или отключения микрофона, как на устройстве от "Яндекса".

Между тем, было бы лучше, если бы Amazon честно заявил о возможном прослушивании до того, как такая информация попадет в прессу. Их поймали задним числом, и они теперь оправдываются».

«Умные» колонки Echo от Amazon — самые популярные на американском рынке. В 2018 на их долю пришлось две трети всех продаж в США, цена колеблется от $50 до $200. Единственная колонка, которая пока говорит по-русски, это «Яндекс. Станция», которая оборудована голосовым помощником Алиса и стоит около 10 тыс. руб. Ранее о разработке конкурента Алисе заявили в холдинге Mail.Ru Group.

Скобцова Елизавета

Вся лента