Части целого

Автомобильные сувениры на торгах The Guyton Collection

Иван Баранцев Фото RM Sotheby's

"Девушка, укрепляя булавкой шляпу на голове, не задумывается, что ее булавка - частица когда-то гордого корабля, пущенного в переплавку мартенов. Крестьянин, идущий в поле за плугом, тоже не знает, что металл его плуга когда-то резал не землю, а кромсал высокую волну океанов". Это рассуждения о судьбах кораблей писателя Валентина Пикуля на страницах романа "Крейсера". Звучит красиво и трогательно, но еще и универсально: в современном мире, где любят все перерабатывать, так можно сказать вообще про любое изделие - от пластиковой бутылки до автомобиля.

Судьбы автомобилей тоже бывают разными: одни бережно сохраняются в музеях и частных коллекциях, другие десятилетиями ржавеют под открытым небом, третьи идут прямиком в металлолом и реинкарнируются в булавки, плуги, те же корабли или обратно в автомобили. Но есть и другие жизненные истории, когда от автомобиля сохраняется только одна деталь или какой-нибудь фрагмент, превращающийся в сувенир или предмет повседневного пользования.

С первого взгляда фигурка напоминает скульптуру "Дух Экстаза", украшающую радиаторы автомобилей Rolls-Royce, но на самом деле это всего лишь маскот ручной работы, изображающий пловчиху перед прыжком в воду. Такими фигурками в двадцатые и тридцатые годы некоторые владельцы украшали свои автомобили, чтобы как-то выделиться и показать свою индивидуальность. Эстимейт - $900-1100.

Такие автомобильные штуки часто можно встретить на торгах, например, The Guyton Collection, устраиваемых аукционным домом RM Sotheby's с 4 по 5 мая в Сент-Луисе, штат Миссури. А еще там будут масштабные модельки, детские педальные машинки, рисунки и картины, старые журналы и фотографии - в общем, все что угодно, главное, чтобы на автомобильную тематику. Покупают такие вещи люди увлеченные и неравнодушные - обычно они украшают ими свое жилище или гараж, чтобы, любуясь на эту красоту, пофилософствовать о судьбах людей и автомобилей. За такое наслаждение не жалко и деньги отдать, ведь некоторые аукционные лоты в итоге уходят с торгов по цене настоящих машин. Мы же постарались выбрать самые интересные из нескольких десятков лотов, несомненно заслуживающих внимания по причине их уникальности и оригинальности.

Скульптура рекордного автомобиля Mercedes-Benz W125 Rekordwagen длиной 68,5 см изготовлена из того же материала, что и ее реальный прототип 1938 года выпуска, - из алюминия. Именно на таком автомобиле немецкий гонщик Рудольф Караччиола 28 января 1938 года установил мировой рекорд скорости на автобане Франкфурт - Дармштадт, составивший 432,7 км/ч. Рекорд был особенным, так как заезд производился на дороге общего пользования, поэтому и продержался до ноября 2017 года, когда был побит гонщиком Никлосом Лиля за рулем Koenigsegg Agera RS, показавшим скорость 457,02 км/ч. В металле пока увековечен только рекорд Караччиолы, а у Никлоса, видимо, все еще впереди. К лоту прилагается сертификат подлинности, подтверждающий, что скульптура имеет номер 345, а всего "рекордваген" растиражирован в количестве 3000 экземпляров. Эстимейт лота - $600-700.

Тони Сикорски изобразил Marmon Wasp в движении, что само по себе необычно: как правило, скульптуры изображают автомобили в статике. Из-за движения пропорции "Мармона" исказились по сравнению с оригиналом, но это пошло только на пользу скульптуре, придав ей стремительности и динамичности. От реализма тут разве что некоторая закопченность выхлопными газами.

Тони Сикорски вряд ли имеет какое-то отношение к известному создателю самолетов и вертолетов Игорю Ивановичу Сикорскому, эмигрировавшему в Америку после революции. Хотя о родословной Тони нам мало чего известно, в отличие от его автомобильных скульптур и моделей. На торги The Guyton Collection выставлена скульптура гоночного Marmon Wasp 1911 года, на котором гонщик Рэй Харроун выиграл самую первую гонку "500 миль Индианаполиса", показав среднюю скорость 120 км/ч. Гонка знаменита еще тем, что перед стартом устроитель объявляет участникам: "Джентльмены, заводите ваши моторы". А если среди них есть и женщины, то тогда: "Леди и джентльмены, заводите ваши моторы", после чего все направляются на прогревочный круг, а затем начинается старт гонки с хода. Эстимейт этого шедевра длиной 81 см от Тони Сикорски составляет $2000-3000.

Педальная машинка - уменьшенная копия пожарной линейки, призванной доставить к месту возгорания пожарный расчет и основной инструмент: лестницы, багры, топоры, рукава, огнетушители и тому подобное. По бокам машинки видны лестницы, так что дети могут играть в настоящих пожарных. Остальным, если надо, эту игрушку можно доукомплектовать.

Сегодня почти все детские машинки в магазинах игрушек - это педальные джипы по типу "Гелендвагена" или "Ленд Круизера", причем многие целиком пластмассовые. Или красная педальная "Феррари", тоже из какого-нибудь пластика. У былых времен были другие приоритеты. Например, пожарная машина американской марки Dodge 1935 года выпуска. И материалы тоже - она вся сделана из металла. Наверное, тогда взрослые хотели, чтобы дети выросли и стали героями, спасающими людей от огня, а не менеджерами и директорами, озабоченными статусом своего авто. Кстати, основная задача пожарной машины - оперативно прибыть на пожар, что мотивировало ее юного владельца быстрее нажимать на педали. Эстимейт красной пожарной машины из железа составляет $300-400.

Клапанные крышки большинства автомобилей - не самая дорогая в них деталь. Но только не в случае с двигателями V12 марки Ferrari, когда они перестают быть функциональной деталью, а превращаются в своеобразный символ мощи и скорости. Эстимейт такого комплекта "запчастей" составляет $1200-1500.

Слова про надежность автомобилей марки Rolls-Royce не пустой звук и даже не банальная дань уважения одному из старейших производителей. Более половины всех выпущенных фирмой машин до сих пор находятся в ходовом состоянии, а она их делает с 1904 года. Еще один объединяющий все "Роллс-Ройсы" фактор - это характерная облицовка радиатора, напоминающая портик античного храма: верхний бачок - фронтон, а жалюзи - колонны. Поэтому удивительно, как это на торги выставлен только радиатор от Rolls-Royce Phantom I - модели, выпускавшейся с 1925 по 1931 год, - но без самого автомобиля. Судя по потертостям и следам от болтов, радиатор действительно стоял на настоящем "Фантоме". А вот куда делся сам "Фантом" - остается загадкой. Эстимейт радиатора со статуэткой - $2000-3000.

Об американской марке Overland сейчас помнят разве что знатоки автомобильной истории. Была такая компания из Толедо, существовавшая с 1903 по 1926 год. Ничем особенным она не отметилась и упоминается в основном в связи с Джоном Нортом Уиллисом, купившим ее в 1913 году и превратившим в Willys-Overland Motors, но с сохранением прежней отдельной марки. Мистер Уиллис - не кто иной, как отец-основатель марки Willys, произносимой у нас как "Виллис" в связи с легкими армейскими джипами из поставок по ленд-лизу времен войны. На пробке этого радиатора двадцатых годов, как и положено, установлен мотометр - термометр, показывающий температуру охлаждающей жидкости. Правда, развернули его неправильно: шкала со значениями температуры должна быть со стороны водителя, который и должен за ней следить. Впрочем, недостаток легко исправить поворотом мотометра на 180 градусов.

Карбюратор - устройство в двигателе внутреннего сгорания, предназначенное для приготовления горючей смеси путем смешения жидкого топлива с воздухом и регулирования количества ее подачи в цилиндры двигателя. Это для тех, кто в эпоху впрыска забыл или не знает, что это такое. Те, кто знает, с содроганием вспоминают про поплавки, жиклеры и поиски "хорошего карбюраторщика" через друзей и знакомых. В автомобилях карбюратор ушел в прошлое, что позволило ему выступать в роли сувенира. На торги The Guyton Collection как раз выставлен такой артефакт, правда несколько непонятный. В описании указано, что это карбюратор от авиационного мотора Mercedes, стоявшего на немецком аэроплане Albatros 1916 года. Скорее всего, это "фальшак", так как имя Mercedes в то время было маркой легковых автомобилей, а не моторов. Эстимейт сомнительного лота - $1000-1200.

Название "Эректор" на внутренней стороне крышки не должно смущать - набор железяк, шестеренок, болтов и гаек не имеет никакого отношения к средствам для улучшения мужской потенции типа "Виагры" или "Импазы", хотя еще во времена Советского Союза на Ленинградском инструментальном заводе выпускался чудо-прибор с точно таким же названием, предназначенный "для лечения различных форм сексуальных расстройств у мужчин". Дословный же перевод слова erector c английского - "монтажник", "сборщик" или "строитель", поэтому оно идеально подошло для детского конструктора фирмы Gilbert Toys. Конкретно этот набор позволял собрать на выбор один из двух типов машин - пожарный насос или пожарную линейку. Конструктор сохранился в первозданном и нетронутом виде, что встречается крайне редко. Эстимейт такого набора составляет $300-400.

В сундуке находятся бутылки с плетением, термос, контейнеры для сэндвичей, тарелки, чашки и столовые приборы. Судя по количеству приборов, такой дорожный набор рассчитан на четырех человек.

К такому сундуку с посудой для пикника требуется особенный автомобиль, естественно старинный и лучше всего двадцатых или тридцатых годов, например "Бьюик" или "Шевроле". У машины сзади обязательно должна быть откидная багажная решетка, чтобы можно было его зафиксировать на ней ремнями и отправиться на природу. Такие "сундуки для пикника" были очень распространены именно в те годы, причем позволить себе подобную роскошь могли не только европейские аристократы, но и американский средний класс, каждый представитель которого обладал личным автомобилем. Сегодня культура таких выездов на природу упала до пластиковой посуды в бардачке и готовой нарезки из супермаркета, но всегда есть шанс вернуть роскошь былых времен. Ближайший случай - на торгах The Guyton Collection. Эстимейт старинного комплекта посуды в чемодане составляет $3000-5000.

Вся лента