Граждане Вселенной

Вера Рейнер об итогах Pitti Bimbo

Первой женщиной в космосе была Валентина Терешкова — это знают все, в России уж точно. А вот имя следующей покорительницы космоса вас наверняка удивит: второй стала американка по имени Барбара Миллисент Робертс, широкой общественности известная просто как Барби. В космос она отправилась в 1965 году. По крайней мере скафандр примерила именно тогда: девочки, играя с любимой куклой, наверняка отправляли ее и в открытый космос, и на исследование планет из далеких галактик — кому на что хватало фантазии. Самая известная пластиковая красотка — фигура противоречивая: ее то ругают за нереалистичность пропорций, то объявляют первой сильной и независимой героиней мира игрушек. Второе утверждение недалеко от истины, в чем гости Pitti Bimbo убедились на выставке, посвященной 60-летию знаменитой куклы. Барби провела свою долгую жизнь, не только катаясь с Кеном в розовом кабриолете. Она успела побыть астронавткой, пожарной, хирургом, зоологом, летчицей, программисткой, и многочисленные «неженские» занятия не мешали ей с удовольствием носить наряды от главных модных домов. «Ты можешь быть кем угодно» — главный девиз Барби, и с ним красотка вполне вписывается в актуальную повестку 2019 года.

Свой день рождения на флорентийском смотре детской моды отмечала не одна Барби. Еще одной именинницей оказалась Хэллоу Китти — напомним, не говорящая кошка, а всего лишь обычная человеческая девочка в костюме кошки. Она по сравнению с Барби почти девчонка: ей исполняется 45. И Хэллоу Китти, в отличие от своей старшей подруги, никогда не связывалась с феминистскими идеями. Вместо этого кошечка называет себя «посланницей дружбы и добра» — что тоже в общем-то хорошо, хотя и несколько абстрактно. Но не требовать же четко сформулированной политической позиции от каждой игрушки на белом свете?

Hello Kitty

Фото: Pitti Bimbo

Сразу два больших юбилея исторических фигур детского мира задали основной вектор. Вспомнить прошлое, судя по коллекциям марок, представленных на 88-й Pitti Bimbo, решили многие дизайнеры. Мода на 1980-е, царящая во взрослом мире третий год подряд, началась не с широких плеч, пышных рукавов и розового глиттера, а с тихой ностальгии. Сначала вышли «Очень странные дела» — сериал, в котором группа детей разбирается с мировым злом, пока взрослые только и делают, что вставляют им палки в колеса — как обычно, из лучших побуждений. Но даже фантастические чудовища не могут сделать идиллический мир 1980-х, в котором все и происходит, менее уютным — вот уж точно: раньше все было лучше! После «Очень странных дел» ностальгическую тему продолжили и новые сериалы, и фильмы с ретродухом, и новые «восьмидесятнические» коллекции. И если до недавних пор наслаждались своей ностальгией только взрослые — те, кто успел зацепить настоящие 1980-е или хотя бы влюбиться в «Инопланетянина» и фильмы Хьюза, то теперь добралась мода и до детского мира.

Бэкстейдж показа KidzFIZZ

Фото: Pitti Bimbo

На одной из презентаций и вовсе решили сразу расставить все точки над i: к манекенам, одетым в наряды из свежей осенне-зимней коллекции, прикрепили картонные головы киногероев 1980-х — как раз Молли Рингуолд, главной хьюзовской звезды, а еще — и это чуднее всего, без сомнений,— гремлинов! Остальные столь же буквальны не были, но только потому, что планка в этом смысле была сразу задрана: и тематические принты, и недвусмысленно намекающие на ностальгическую фантастику надписи мелькали в корнерах многих брендов. Один из ярких примеров — португальская марка Knot, грядущий сезон посвятившая фильмам, но только двух жанров: sci-fi и вестернам, причем сразу с пометкой «ретро». Два этих направления кажутся весьма далекими друг от друга, пока не вспомнишь третью часть «Назад в будущее» — знаковой кинофраншизы о путешествиях во времени. С ковбойской частью коллекции все просто: котики-ковбои в лихих шляпах и кактусы просто умиляют, не неся никаких дополнительных смыслов. Зато космос — совсем другое дело. Фразу «Sky is the limit» («Небо — вот предел») не зря вспоминают, чтобы в очередной раз напомнить о беспредельности человеческих возможностей: получится все, если захотеть и приложить достаточно усилий. Примерно такой жизненный урок транслируют через свои космические принты все, кто берется за тему.

Бэкстейдж показа KidzzFIZZ

Фото: Pitti Bimbo

Второй космический урок, не менее важный,— «чужой» или «незнакомый» не значит «плохой», и на мир нужно смотреть шире — лучше всех удался команде другого бренда, Molo. Принты с футбольными мячами, стилизованными под планеты, надписи Welcome Alien и Citizen of the Universe, вплетенные в гербы, как на школьных эмблемах — идеалы современного открытого мира до самых маленьких дизайнеры марки доносят играючи.

Еще одна тенденция, родственная предыдущей, тоже зовет родителей с детьми в прошлое — но абстрактное, без привязки к 1980-м. Это могут быть 20-е или 40-е годы прошлого века, как у Silent, сделавших коллекцию словно про детей-детективов, расследующих загадочное исчезновение соседской кошки. Или 1970-е, когда ролевыми моделями в дворовых играх боевые девочки могли считать телесериальных (не путать с киноадаптацией!) Ангелов Чарли — как у Brune Paris. Или условное прошлое Barn of Monkeys и EMC, которое отличается от настоящего в первую очередь тем, что все не сидят в планшетах и телефонах, а веселятся. Играют в «забытые игры», строят в лесу шалаши, затевают шалости — чем еще занимаются дети, если вдруг отключается интернет?

Остальные направления сезона куда более приземленные и в точности совпадают с тем, за что голосует в последнее время взрослая мода. Современные технологии, спорт, деним, внимание к экологии плюс традиционные для детского мира вещи вроде неизбежных очаровательных костюмов с художественными принтами, платьиц с чудесными вышивками, интерпретаций преппи для самых маленьких — все без сюрпризов. Ну, почти. Дизайнеры одежды для взрослых, ставшие частью новой «зеленой» волны, в последнее время один за другим отказываются от использования меха и натуральной кожи. В детской моде натуральный мех всегда выглядел спорно — вряд ли ребенку в принципе могут быть так уж важны вопросы недостаточной статусности использованного материала. И в осенне-зимнем сезоне искусственных меха и кожи оказалось едва ли не больше, чем во взрослых коллекциях, причем во вполне взрослом исполнении. Игривость позволила себе разве что команда Bandits Girl: огромные плюшевые шубы из меха конфетных цветов совершенно очаровательны. А вот меховые юбки, леопардовые болеро для младенцев и платья с меховой оторочкой или пальто из искусственной кожи, стилизованной под крокодиловую, выглядят странновато. И даже порой заставляют почувствовать себя некомфортно, хотя доподлинно известно, что ни одно животное при их пошиве не пострадало.

Вера Рейнер

Вся лента