Про себя и для других

Пасхальный пирог, которым нужно делиться

Дома мы отмечаем все три Пасхи, причем две из них практически всегда совпадают, а иногда и все три. В этом году одновременно празднуют евреи и католики, православные — через неделю. Я не претендую на философскую трактовку этого праздника, и уж тем более на религиозную. Но свое, бытовое толкование у меня, конечно, есть. Как сказал один мой знакомый ребенок, «Пасха — это чтобы радоваться про себя». И я так тоже считаю. Верующие евреи едят в этот день горькие травы, чтобы никогда не забывать, каким горьким было рабство, но радуются, что их предки вышли из Египта. Христиане всех конфессий поздравляют друг друга с Воскресением. Да и задолго до появления монотеизма человек радовался тому, что свет в это время года побеждает тьму. Значит, переживем. Этого древнего человека я в себе всегда очень чувствую, и не потому, что, поддавшись общему увлечению, сделала тест ДНК, который у всех обнаруживает первобытных родственников. А потому что вот она, Пасха, и скоро будет легче. Но в этой детской фразе, на мой взгляд, главное слово — «про себя». Незаметное на фоне «радоваться». «Про себя», то есть тихо, не для всех, чтобы было время подумать.

Фото: Alamy / DIOMEDIA

Гелия Делеринс

Дома мы отмечаем все три Пасхи, причем две из них практически всегда совпадают, а иногда и все три. В этом году одновременно празднуют евреи и католики, православные — через неделю. Я не претендую на философскую трактовку этого праздника, и уж тем более на религиозную. Но свое, бытовое толкование у меня, конечно, есть. Как сказал один мой знакомый ребенок, «Пасха — это чтобы радоваться про себя». И я так тоже считаю. Верующие евреи едят в этот день горькие травы, чтобы никогда не забывать, каким горьким было рабство, но радуются, что их предки вышли из Египта. Христиане всех конфессий поздравляют друг друга с Воскресением. Да и задолго до появления монотеизма человек радовался тому, что свет в это время года побеждает тьму. Значит, переживем. Этого древнего человека я в себе всегда очень чувствую, и не потому, что, поддавшись общему увлечению, сделала тест ДНК, который у всех обнаруживает первобытных родственников. А потому что вот она, Пасха, и скоро будет легче. Но в этой детской фразе, на мой взгляд, главное слово — «про себя». Незаметное на фоне «радоваться». «Про себя», то есть тихо, не для всех, чтобы было время подумать.

У католиков всего мира в страстной понедельник случилась беда. Загорелся парижский кафедральный собор. Несчастье, конечно, касается не только верующих, собор Парижской Богоматери — один из символов цивилизации, такая уж у него роль. Но верующим, конечно, еще тяжелее. Ведь под Пасху, как же так!

Первой мне позвонила подруга — православная, но это неважно,— которая спросила тихо, но со звенящим ужасом: «А что с терновым венцом, не знаешь?» А потом позвонил другой мой приятель, уж не знаю, какой именно он веры, и задал другой вопрос: «А про орган что говорят? Как он там?» Приятель — музыкант, это и есть, кажется, его вера. Я еще не знала, что спасли и венец, и все остальные реликвии. И что орган XII века тоже, кажется, выжил. Венец один на весь христианский мир, главная христианская святыня, поэтому крики «хватит уже про Нотр-Дам!» — это просто тоже страх, что останемся без радости. Не хватит, потому что ужас у нас, ставших свидетелями пожара, хоть и за сорок верст, пройдет не скоро. У кого-то — из-за венца, у кого-то из-за рассыпающейся в прах 800-летней истории. У всех — от потери радости.

Пасхальный пирог

Рубленое недрожжевое тесто 1 шт

Слоеное недрожжевое тесто 1 шт.

Яйца 8 шт. + 1 желток

Рикотта или другой мягкий сыр 500 г

Шпинат замороженный 1 кг

Смотреть

Мимо Парижского собора я хожу каждый день — вожу сына в школу. Для кого-то это символ, для кого-то музыка, для кого-то — хранилище страшного напоминания о муках того, кто пошел на эту муку ради других. Для нас с сыном — это часть его детства, мы точно знаем, какое дерево у фасада расцветает первым, и даже как зовут клошара на паперти. «А что с ним будет? — волнуется сын.— С острова всех выгнали, полиция никого не пускает». Не знаю. Говорят, что от пожара не пострадал ни один человек, а мы знаем одного, который пострадал. У которого была здесь своя решетка, теплая от выходящего из метро воздуха, свои знакомые дети, которые с ним здоровались, свои взрослые, которые нет-нет, да и подавали.

И хотя любая теория, вмешивающая в наши земные истории таинственную карму или, еще хуже, заговор, мне совершенно чужда, все же сближение этого пожара с пасхальным периодом не случайно. Оба — повод подумать. Например, о том, стоит ли ставить себя перед собором для сэлфи. Или стоит ли в такой момент громко делить на своих и чужих — вот и к маленькой сгоревшей церкви в Карелии на фоне парижского несчастья обратились взгляды, кто бы знал, что притянет их к ней далекий парижский брат, его страшная беда. Пусть хоть так. Кстати, кухня на Пасху долгая, и это тоже время для размышления. Мои друзья всех конфессий стоят у плиты. Кроме нашего друга с паперти собора Парижской Богоматери. Поэтому, пока я готовлю, я думаю в основном о том, у кого справляться о его судьбе. Хотела бы я отнести ему пирог, который готовлю по пасхальному французскому рецепту, с яйцами, конечно же. Отнести вместе с сыном — пусть восстановится пейзаж его детства. Каждый из нас пусть будет реставратором своих разрушенных святынь.

Начинать пирог нужно со шпината — не потому что он особенно долго готовится, а потому что в это время года свежий вы найдете вряд ли. А значит, нужно размораживать. Разморозьте и хорошенько отожмите, в нем полно воды. Теперь нарежьте довольно грубо, ножом или даже лучше большими ножницами и смешайте с половиной пармезана и небольшим количеством муки. Посолите и поперчите свежемолотым перцем. Шпинат у нас замороженный, аромата в нем немного, но перец эту проблему решит. А перцу поможет тимьян.

Теперь зажигайте духовку, пусть разогревается до 200°, работы осталось — всего ничего. Форму чудо нужно выстелить рубленым тестом, прямо с той пекарской бумагой, в которую завернут этот покупной рулон, бумага, разумеется, должна быть снизу. Кладите на тесто шпинат, а на него — рикотту или любой другой мягкий жирный сыр. Сделайте в нем углубления размером с яйцо — для яиц они и предназначены. Разбейте по яйцу в каждую лунку. Если у вас от Пасхи остались вареные, можете их положить в углубления вместо сырых. К сырым яйцам добавьте немного масла. И, наконец, закройте все слоеным тестом.

Два теста защипывайте вместе, а сверху пирог нужно смазать желтком, который вы предварительно разболтаете вилкой с небольшим количеством воды. Наколите крышку пирога вилкой, чтобы из-под нее выходил пар, и поставьте в духовку минут на 45, может быть, чуть больше. Вынимайте из формы, но на стол ставьте не сразу — пирог вкуснее чуть теплый. У нас есть еще время, чтобы ждать, думать и радоваться, длинный пасхальный вечер.

Гелия Делеринс

Вся лента