Басня о фонде

Илья Усов об основных принципах работы ПФР

С учетом его социальной функции Пенсионный фонд России (ПФР) по идее должен быть госструктурой с максимально безупречной репутацией. Особенно на фоне далеко не однозначной с точки зрения имиджа власти пенсионной реформы. Ну как минимум информация и заявления ПФР должны соответствовать действительности.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Вот, например, когда ПФР заявляет, что возможность перевода пенсионных накоплений через Единый портал госуслуг (ЕПГУ) реализована, нет причин сомневаться этому. «По нашим данным, все работает»,— утверждают в ПФР. Ну как этому не верить, ведь глава ПФР Антон Дроздов лично обещал, что граждане, согласно закону, будут информироваться о своих пенсионных накоплениях и возможном теряемом инвестдоходе.

Однако агенты и представители НПФ говорят, что запущенный с большим опозданием сервис до сих пор работает с перебоями, нередко надолго «зависая». Мои попытки 27 марта перевести пенсионные накопления несколько дней кряду тоже натыкались на категоричное: «Подача заявления о досрочном переходе невозможна». Правда, к вечеру 3 апреля портал неожиданно ожил. Но, может быть, лишь потому, что я запросил ПФР, почему перевод невозможен?

Участники пенсионного рынка также уверяют, что на портале некорректно представлена информация о размере накоплений и возможных потерях. Некоторые жалуются, что граждане до сих пор в сумме своих пенсионных накоплений в НПФ видят ноль и волнуются, уж не лишились ли они всех своих денег? И даже если граждане понимают, что накопления у них сохранились, то до сих пор они информируются о потере инвестдохода по состоянию на конец 2017 года, тогда как к настоящему времени фонды уже определились с результатами 2018 года. То есть, делая выбор сегодня, вы не знаете реального положения дел по своему счету. И есть риск, предупреждают участники рынка, что такая ситуация продлится весь год.

В самом ПФР, впрочем, видят ситуацию иначе и говорят об улучшении ситуации с «открытостью». Об этом, в частности, говорил сотрудник пресс-службы фонда в интервью отраслевой газете (правда, впоследствии удаленной с сайта). Между тем фонд отказывается предоставлять более или менее развернутую информацию о переходной кампании начала этого года и даже 2018 года. Запрещено это и региональным отделениям ПФР, неофициально говорят их сотрудники. Причины отказа раскрытия данных в ПФР не называют, лишь говорят, что больше в ежемесячном режиме информация предоставляться не будет. Таким образом, общественность лишилась возможности следить за ситуацией с пенсиями и фиксировать аномалии и нарушения в переходной кампании. То, что таких проблем в системе достаточно, свидетельствуют данные прошлого года, когда ПФР еще оставался относительно открытым.

Вся лента