В сочинских домах обнаружили лишние этажи

Какой вариант решения проблемы предложила мэрия

Власти Сочи решили снести лишние этажи новостроек, но оказалось, в них успели въехать жильцы. Некоторые из них выступили против, ведь для них новые квартиры — единственное жилье, а застройщики намеренно построили дома с превышением этажности в надежде победить в суде. Мэр Сочи Анатолий Пахомов нашел компромисс. Как власти Сочи борются с незаконным строительством? И почему в городе столько самостроя? С подробностями — Иван Корякин.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

На месте олимпийских объектов раньше были огороды, так что никто бы и не подумал там селиться. Но после Олимпиады спрос и цены на жилье выросли, и начался сезон сочинских застройщиков. Он продолжается и сейчас — компании получают разрешение на строительство и намеренно выходят за рамки, нарушая плотность и этажность, а затем быстро продают квартиры и доказывают правоту в суде, местные называют это «сочинскими нанотехнологиями». Когда власти решили с этим разобраться, выяснилось, что лишние этажи так просто не снести, ведь в них, оказывается, живут люди. Всего мэрия насчитала 21 потенциальный самострой в Имеретинской низменности — на особо ценной территории — куда в шесть домов уже въехали жильцы. Мэр Анатолий Пахомов предложил им компромисс, рассказала корреспондент «Ъ» в регионе Анна Перова: «Застройщику посоветовлаи демонтировать лишние этажи, рассчитаться с покупателями, а оставшимся предложили объединиться в ТСЖ, с которым мэрия готова заключить мировое соглашение и узаконить здания. По трем объектам жильцы и застройщики от такого варианта отказались».

Отказались и потому, что земля у Олимпийского парка дорогая. Около 150 тыс. за кв м. Рядом море и неплохие рестораны, так что переезжать из-за того, что этаж оказался лишним, обидно. Есть и те, для кого купленные квартиры оказались единственным жильем, говорит лидер общественного объединения «Сочинская коммуна» Вахтанг Езугбая, который помогает урегулировать конфликт: «Они говорили, что покупали квадрат за 80 тыс. Поскольку я человек местный, решил узнать у своих ребят, те сказали, что уже на стадии трех этажей кв м продавался за 160 тыс., это не бедные люди, у них ни одна квартира. Но в городе есть те, у кого это на самом деле единственное жилье, и если их снесут, они останутся бомжами».

К слову, сами жители склонны подозревать в сделке с застройщиками и сочинских чиновников. Иначе, каким образом сомнительное строительство продолжалось так долго. Осенью за отрасль взялись: в администрации прошли массовые задержания по делу о коррупции при строительстве жилья. Теперь с проблемными объектами никто не хочет работать, а застройщики ведут себя осторожно, говорит президент Гильдии риэлторов Сочи Юлия Усачева: «Мы не торговали этими объектами, был запрет на продажу таких полузаконных домов.

Это было понятно уже тогда, когда они находились только на этапе строительства и продажи.

Аналогичных на сегодняшний день в городе больше нет, и я думаю, не будет. Ситуация серьезно мониторится, поэтому никто уже не рискует. Сейчас все развитие идет немного в другую сторону рынка, такой поворот резко произошел после событий 2018 года».

Сам мэр Анатолий Пахомов на своем месте удержался и теперь начал борьбу с самостроем. Местные активисты все равно ему не доверяют и периодически выходят на улицы требовать его отставки. Что от этого москвичам? Угроза эстетическим чувствам и риск лишиться купленной квартиры, потому что в Сочи любой этаж может оказаться лишним.

В январе администрация Сочи нашла 41 самострой в Адлерском районе, так что сейчас мэрия добивается сноса объектов.

Вся лента