ГТЛК приняла тяжеловзвешенное решение

Госкомпания отказалась покупать ПТК и создавать железнодорожного оператора

Как выяснил “Ъ”, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) временно отказалась от попыток купить у группы ИСТ Первую тяжеловесную компанию (ПТК), а вместе с ними — и от идеи создания собственного железнодорожного оператора. Она намерена сосредоточиться на традиционном лизинговом бизнесе, докупив к нему Brunswick Rail за 24–29,7 млрд руб. К сделке с ПТК компания еще может вернуться, однако ряд госорганов резко против ее заключения.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

На заседание совета директоров ГТЛК 27 марта вынесен вопрос рассмотрения ранее готовившихся сделок по приобретению госкомпанией крупных железнодорожных активов — ПТК и Brunswick Rail Ильи Беляева, рассказали источники “Ъ”.

С прошлого года ГТЛК готовилась купить ПТК за 70 млрд руб. и Brunswick за 20 млрд руб. и создать на их базе собственного железнодорожного оператора (см. “Ъ” от 15 ноября 2018 года). Однако если конфигурация сделки по Brunswick не претерпела принципиальных изменений, то по ПТК сменились и продавец — на рубеже года у Сергея Генералова компанию выкупила группа ИСТ и близкие к ней инвесторы (см. “Ъ” от 11 февраля),— и периметр сделки. За него выпали так и не приобретенные «Промышленные активы» Андрея Лебедева, а также один из основных активов ПТК — «Нитрохимпром», что снизило оценку компании до 19,7 млрд руб.

Кроме того, сделку по ПТК раскритиковали представители ряда госструктур. Так, в феврале против нее высказался глава ФАС Игорь Артемьев, который «считает неверным продолжение практики приобретения государственными институтами развития большого количества вагонов на вторичном рынке» (см. “Ъ” от 4 марта). С похожей позицией выступали и другие ведомства: так, рассказывает источник “Ъ”, в конце января Минпромторг высказывал в письме к Минтрансу возражения против осуществления ГТЛК «любых сделок с бывшими в употреблении вагонами и другим железнодорожным подвижным составом».

В результате, по данным источников “Ъ”, менеджмент ГТЛК решил временно отложить создание собственного оператора и сосредоточиться на развитии потенциала существующего подразделения лизинга подвижного состава, с которым прекрасно сочетается Brunswick как оперлизинговая компания. Переговоры по ПТК могут быть продолжены, однако, уточнил один из собеседников “Ъ”, в декабре истек период эксклюзивности, который был предоставлен ГТЛК по этой сделке.

В ГТЛК отказались от комментариев до заседания совета. В Минтрансе, которому подведомственна компания, подтверждают, что вопросы «находятся в проработке». В группе ИСТ от комментариев воздержались, но подтвердили, что период эксклюзивности по сделке с ПТК истек. В Brunswick от комментариев отказались.

Как рассказывает источник “Ъ”, совету директоров будет предложено одобрить покупку 99% акций в собственной структуре ООО ГТЛК-1520, а после окончания корпоративных процедур — проголосовать на общем собрании участников этого ООО за приобретение 100% BRG Holding Limited, которую продаст Amalgam Rail. BRG будет принадлежать по 100% ООО «Брансвик рейл», ООО «Амальгам Рейл Менеджмент» и ООО «Профтранс». Сумма сделки складывается из базовой цены 24 млрд руб. и переменного показателя, зависящего от разбега между целевым и фактическим оборотным капиталом, результата погашения внутригруппового долга в $122 млн и цены выбывших вагонов на дату закрытия. Однако в любом случае эта цена не будет выше 29,75 млрд руб. (так оценил актив EY).

Собеседники “Ъ” на рынке сомневались в обоснованности покупки этого актива примерно за 7 EBITDA, однако, отмечает собеседник “Ъ”, 6,6 EBITDA за Brunswick близки к цене, предлагавшейся за «сопоставимый по объему операций» «Трансконтейнер» (6,8 EBITDA). Более того, менеджмент ГТЛК, рассказывает он, исходит из прогноза сохранения дефицита на рынке полувагонов на ближайшие два-три года на фоне роста грузопотока и сохранения нехватки комплектующих, хотя и опирается на консервативный прогноз ставки на аренду полувагона, которая должна упасть к 2021 году на 16%, до 1,55 тыс. руб. за вагон в сутки.

По оценкам ИПЕМ, уточняет замгендиректора института Владимир Савчук, к 2021 году ставка предоставления полувагона составит 1,5–1,75 тыс. руб. При этом, поскольку в последние годы поставляют вагонов больше, чем списывают и чем необходимо для выполнения плана перевозок, на рынке образуется профицит, который к 2021 году достигнет 30–50 тыс. вагонов.

Наталья Скорлыгина, Денис Скоробогатько

Вся лента