Между «железом» и услугой

Информационные табло для транспорта стали «головной болью» для Смольного

По данным "Ъ", в 2019 году комитет по транспорту планирует дополнительно закупить 80 информационных табло для остановок общественного транспорта, которые будут оповещать о времени прибытия автобусов и троллейбусов. На эти цели в бюджете заложено 21,6 млн рублей. Однако ни с одним из предыдущих подрядчиков город так и не смог договориться об обслуживании табло, а делать это своими силами, как считают участники рынка, он не способен.

Город пытался заключать с подрядчиками либо договоры на информирование пассажиров, либо — на поставку оборудования. В первом случае по истечении контракта подрядчик демонтировал с остановок «железо», а во втором — оборудование некому было обслуживать

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

О том, что Смольный планирует объявить новую закупку табло, сообщил "Ъ" источник в транспортной отрасли. Запросы предложений на установку 80 приборов получили 20 марта петербургские "Синертэк", ЗРК "Позитив", "Система и связь", "Промтехнологии", "Прайм", "Доступный сервис", "Центр систем безопасности" и арзамасский "Рикор Электроникс".

В ГКУ "Организатор перевозок" (подведомственно комитету по транспорту) подтвердили, что город планирует выделить дополнительно 21,6 млн рублей в 2019 году на закупку табло.

Однако из 105 уже установленных в городе табло "Синертэк" работает меньше четверти, сообщили в ГКУ, еще у 29 приборов пропали аккумуляторы. Всего в городе, по словам источника "Ъ" в транспортной отрасли, установлено 185 табло в рамках контрактов с "Синертэк" (2016 и 2018 годов), еще 52 прибора на остановках — оператора наружной рекламы Russ Outdoor.

а 2015-2018 годы "Организатор перевозок", по подсчетам "Ъ", потратил на информационную систему около 70 млн рублей.Табло в город поставляли "Рикор Электроникс" и "Синертэк". С первым подрядчиком ГКУ заключал договор на услугу по информированию пассажиров, а не на закупку оборудования. Приобретая оборудование на баланс города, Смольный нес риски по обслуживанию и ремонту госимущества, пояснял ранее источник "Ъ": закупка услуги у подрядчика, который будет ответственен за оборудование, в этом плане была предпочтительнее.

Однако к моменту истечения контракта с первым подрядчиком чиновники не договорились с компанией о стоимости передачи табло на баланс города. В итоге "Рикор Электроникс" демонтировал более 100 установленных приборов. Второй подрядчик Смольного — "Синертэк" — должен был поставить и ввести в эксплуатацию приборы, после этого "железо" было поставлено на баланс города. Цена контракта на 105 табло составила 22 млн рублей. По условиям нового тендера закупалось "железо", а не услуга. Собственником табло становилась администрация Петербурга, она же должна организовать дальнейшее обслуживание приборов.

В ГКУ объясняют переход от закупки услуги к оборудованию экономией средств: первый вариант обходился городу в 250 тыс. рублей ежегодно, второй — 205 тыс. рублей, при этом сумма выплачивается однократно, отмечают в учреждении.

Эксплуатацией табло по новой схеме с 2019 года должны были заняться сотрудники "Организатора перевозок" — в частности, необходимо еженедельно менять в приборах источники питания. "На первое время, чтобы избежать нештатных ситуаций, договорились с производителем об обслуживании табло его силами",— сообщили "Ъ" в учреждении. Был ли с подрядчиком заключен письменный договор, в ГКУ не уточнили.

В январе "Синертэк" передал городу 105 табло и по два аккумулятора к ним, говорит генеральный директор компании Роман Моисеев. Договоренность на обслуживание в течение январских праздников действительно была устной, подтверждает он. "После праздников с компанией обещали заключить дополнительный контракт на обслуживание, но в течение трех месяцев с начала года он так и не был оформлен",— говорит господин Моисеев. По словам источника "Ъ" в "Организаторе перевозок", ежемесячное обслуживание приборов стоит около 100 тыс.

В феврале "Организатор перевозок" решил отказаться от помощи подрядчика и перейти к обслуживанию табло самостоятельно, потребовав вернуть часть аккумуляторов к приборам, которые находятся у подрядчика. В компании их не предоставили, утверждают в ГКУ. В "Синертэк" отвечают, что обладают только частью аккумуляторов, остальные находятся у учреждения. "Того оборудования, которое есть у "Организатора перевозок", достаточно для обеспечения бесперебойной работы приборов. Если учреждение способно обслуживать табло, пусть это покажет",— сообщил "Ъ" господин Моисеев. В "Организаторе перевозок" подтвердили, что половина батарей для табло находятся у ГКУ, но некоторые из них не включаются, а это гарантийное обязательство подрядчика, которое он не выполняет.

"Учреждение направило обращение в Арбитражный суд о невыполнении подрядчиком гарантийных обязательств",— сообщили "Ъ" в ГКУ, добавив, что в связи с отказом подрядчика возвратить переданные аккумуляторы "Организатор перевозок" обратился в правоохранительные органы с заявлением о проведении проверки в отношении должностных лиц указанной организации по признакам преступления, предусмотренного ст. 160 УК РФ.

В ГКУ утверждают, что справятся с обслуживанием табло своими силами.Однако источник "Ъ" в учреждении отмечает, что специалисты якобы не имеют ни квалификации по обслуживанию, ни опыта, кроме этого нет материальной базы, чтобы этим заниматься.

Яна Войцеховская

Вся лента