Рабочая обстановка

Мария Сидельникова о квартире Габриэль Шанель

«Я не занимаюсь модой, я сама — мода»,— говорила Габриэль Шанель. Свое имя француженка сделала синонимом мировой моды, себя — лучшей моделью Chanel, а из своей жизни создала миф, на котором до сих пор процветает ее дом. Все, к чему прикасалась Шанель, обрастало легендами и тут же пускалось в дело. Как именно — объясняют допущенным в апартаменты Мадемуазель хранители исторического наследия Chanel. Квартира находится в знаменитом доме на 31 rue Cambon, этот адрес тоже стал частью парижской мифологии. С улицы сюда не попасть, фотографировать здесь строго запрещено, прикасаться к вещам можно только в белых перчатках. На первый этаж (по-нашему — второй), куда ведет лестница, приглашают только «своих» — друзей дома и самых дорогих клиенток, иногда прессу на презентации новых ювелирных коллекций. И это тоже традиция, заведенная хозяйкой.

Этот дом Габриэль Шанель приобрела в 1918 году, когда уже была известным модельером. А до этого, работая модисткой, чьи шляпки носили на променадах в Довиле и Биаррице, снимала помещение по соседству. Остальные докупала постепенно, и к 1930-м годам, в период между двух войн, в самый расцвет модного дома Chanel, весь угол rue Cambon принадлежал ей. В этих апартаментах Шанель только работала и принимала гостей. А ночевала в Ritz: тут же, на rue Cambon, через дорогу, есть дверь для постояльцев и персонала (парадный вход в отель — с Вандомской площади).

В 30-е годы Мадемуазель устраивала показы ежедневно. Ровно в 15:30 по винтовой лестнице ар-деко спускались модели, а Шанель, согласно легенде, наблюдала за реакцией клиенток «из-за кулис» — сидя за поворотом лестницы, на пятой ступеньке, и глядя в зеркала на стенах. Сегодня эта лестница, а также все четыре комнаты — прихожая, салон, столовая и бюро — признаны французским историческим наследием и находятся под охраной государства.

Гостей встречают два веселых мавра — венецианские скульптуры XVIII века в человеческий рост. Рассказывают, что хозяйка всякий раз, входя в апартаменты, приветствовала их. Впрочем, чем дальше, тем яснее становится, что здесь ей было с кем перемолвиться словом. С лягушкой, что живет на журнальном столике, они вспомнили бы, как двухметровый месье Живанши, сбив головой с люстры хрустальную подвеску, бросил ее животному в открытый рот — на удачу. Так она там и лежит. Паре бронзовых оленей хозяйка напомнила бы, как они служили вешалкой у ее подруги Миси Серт, а теперь нашли место у нее возле камина. Вместе со скульптурой Мадонны с младенцем Габриэль Шанель вернулась бы во времена ранней юности, проведенные в стенах Обазинского аббатства. Вскоре после смерти матери отец отправил их с сестрой к монахиням и был таков. Габриэль было тогда 13 лет. Биографы считают, что ее любимая черно-белая гамма — это тоже отголоски церковного воспитания.

А вот фирменный «беж» Chanel, которого в квартире тоже достаточно,— это уже новая глава жизни Габриэль Шанель, не сироты, а молодой хорошенькой модистки, которая приглянулась Этьену Бальсану, сыну богатого французского промышленника, увлеченному скачками и разведением лошадей. Это ее первый светский роман, она сопровождает его всюду: знакомится, смотрит, учится себя держать, но главное, изучает вкусы тех женщин, которых совсем скоро будет принимать у себя на 31 rue Cambon. Однажды в Довиле, куда съезжалась на скачки изысканная публика, Шанель загляделась на бесконечный песчаный пляж. Так в гамме Chanel появился бежевый — цвет, ставший маркером утонченного вкуса буржуазной Франции. В квартире центральное место занимает роскошный диван, обитый бежевой замшей. На нем — подушки со строчкой, как на классических сумках Chanel.

Вместо обоев Габриэль Шанель использовала декоративные коромандельские ширмы XVII и XVIII веков – их 32 в квартире. Хотя в этих апартаментах бывали многие художники, картин на стенах нет, только зеркала и вот эти панно, которые хозяйка обожала и в их сюжетах черпала темы для своих коллекций. Их и по сей день находят здесь дизайнеры дома Chanel. Нет в доме и фотографий, зато повсюду талисманы и обереги: львы, пшеница, камелии, которые без запаха и оттого самые любимые цветы, карты таро, счастливые пятерки, инициалы CC на люстре, выполненной на заказ по эскизу Шанель. И каждая деталь, каждый предмет интерьера говорит: «и я тоже Габриэль Шанель!»

Мария Сидельникова

Вся лента