У следствия наступил особый порядок

Президент поручил генпрокурору усилить надзор за экономическими делами

Во вторник на коллегии главного надзорного ведомства страны президент Владимир Путин и генпрокурор Юрий Чайка говорили о качестве следствия, незаконных арестах, необоснованном преследовании предпринимателей и необходимости усиления контроля над уголовными делами, которые рассматриваются в особом порядке. Потому что такие дела не должны «служить прикрытием некачественной, некомпетентной» работы следствия.

Сразу подчеркнув, что в прошлом году российские прокуроры внесли значимый вклад в борьбу с криминалом, экстремизмом и коррупцией, президент Путин отметил и правозащитную деятельность надзорного ведомства. Его сотрудники рассмотрели 5 млн обращений граждан, добились погашения задолженности по зарплатам на сумму более 26 млрд руб., а «принципиальная позиция» военных прокуроров «позволила обеспечить позитивную динамику состояния дисциплины и правопорядка в войсках».

При этом важнейшей задачей прокуратуры господин Путин назвал более эффективную защиту прав предпринимателей и содействие улучшению делового климата.

«Для нас это крайне необходимо,— подчеркнул глава государства,— потому что те ограничения, с которыми мы сталкиваемся вовне, мы должны компенсировать улучшением качества нашей работы внутри». «Это вполне можно сделать, все в наших руках»,— подчеркнул Владимир Путин, попросив прокуроров решительно реагировать на нарушения в этой сфере, оказывать предпринимателям эффективную помощь и поддержку в отстаивании их законных прав и интересов. «Ваша прямая обязанность — вести мониторинг ситуации, связанной с уголовным преследованием представителей бизнеса. И при необходимости оперативно использовать меры прокурорского реагирования, в том числе не допускать безосновательного продления пребывания под стражей или действий, которые ведут к разрушению компаний, к тому, что люди теряют рабочие места»,— сказал президент.

«Должны строго соблюдаться требования уголовно-процессуального законодательства о разумных сроках уголовного судопроизводства. А избрание такой меры пресечения, как содержание под стражей, соответствовать тяжести предъявляемого обвинения, а не просто делать это для создания условий, как полагают некоторые работники следствия, для более качественного, как им кажется, расследования»,— заявил президент.

Между тем следует отметить, что при избрании мер пресечения бизнесменам судами, особенно по резонансным делам, позиция надзорного ведомства в отличие от следствия учитывается далеко не в полной мере.

Арестные постановления если и отменяются, то только после того, как руководители региональных прокуратур и даже заместители генпрокурора обращаются с соответствующими представлениями в суды субъектов федерации. Причем происходит это уже на завершающей стадии расследований, когда обвиняемые в экономических преступлениях провели по году за решеткой.

Владимир Путин попросил прокуроров «крайне ответственно относиться и к согласию на рассмотрение в судах уголовных дел в особом порядке». «Если есть сомнения в доказанности обвинения, добровольности и осознанности заявления обвиняемым такого ходатайства, нужно требовать рассмотрения дела в обычном порядке»,— подчеркнул он, отметив, что «в особом порядке — важный, конечно, инструмент, но он не должен служить прикрытием некачественной, некомпетентной работы в сфере следствия».

«К сожалению, бизнес так и не вышел из-под давления правоохранительных органов,— констатировал, в свою очередь, генпрокурор Юрий Чайка.— За год прокурорами было отменено почти 200 незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел и предъявлении бизнесменам обвинений». По его словам, каждое из этих дел могло повлечь за собой длительные аресты, как следствие, сломанные судьбы, разрушенный бизнес, потерянные рабочие места. Оценка материалов по экономическим преступлениям, особенно на первоначальном этапе, представляет определенную сложность. Поэтому здесь многое зависит от добросовестности следователей и «механизмов, сдерживающих их от нарушений закона». Одним из них является ч. 3 ст. 299 УК — незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности. Третья часть данной статьи была введена в Уголовный кодекс еще в 2016 году, однако, как отметил генпрокурор, за два года ни одно предусмотренное ею преступление не было поставлено на учет. Две другие части той же ст. 299 УК уже более 20 лет предусматривают ответственность за привлечение других заведомо невиновных к уголовной ответственности, но также не работают. Как отметил Юрий Чайка, в 2017–2018 годах были реабилитированы 37 тыс. человек, из которых почти 3 тыс. содержались под стражей, однако в суды направлено только два уголовных дела по ст. 299 УК РФ.

«Вывод очевиден: следователи и руководители следственных органов вовсе не заинтересованы в формировании практики применения данной нормы,— отметил генпрокурор.— Чтобы уголовно-правовые запреты выступали для правонарушителей сдерживающим фактором, необходимо не ужесточение наказания, а его неотвратимость». Сейчас, отметил господин Чайка, по поручению президента Генпрокуратура совместно с Верховным судом разбирается со всеми случаями длительного содержания под стражей бизнесменов, обоснованностью их привлечения к уголовной ответственности по прекращенным делам экономической направленности.

По данным источников “Ъ” в правоохранительных органах, решение проблемы в надзорном органе и судебной системе видят в усилении контроля над следствием.

Например, в форме предварительного согласования с прокурорами ходатайств об арестах, подаваемых в суд (по закону прокурорам направляют для согласования постановления об уже возбужденных уголовных делах), а также передачи представителям надзорного органа права уголовного преследования самих следственных работников за необоснованные дела.

Говоря о состоянии преступности в целом, генпрокурор Чайка отметил, что деятельность правоохранительных органов в 2018 году осуществлялась в условиях ее снижения на 3% (учтено почти 2 млн преступлений). С начала следственной реформы 2007 года, когда был создан Следственный комитет, она снизилась почти в два раза (–44,4%, или на 1,6 млн), соответственно, и число принятых к производству уголовных дел всеми органами также сократилось (на 1,32 млн).

Сегодня, отметил Юрий Чайка, руководителями следственных органов повсеместно используется тактика «убаюкивания прокуроров» направлением не соответствующих действительности ответов об удовлетворении их актов реагирования. «Ее цель — не выносить обсуждение допущенных нарушений на более высокий уровень. А прокуроры порой не вникают в проблему либо не проявляют должной принципиальности, в чем вижу одну из причин ежегодного роста допущенных следователями нарушений, общее число которых в истекшем году составило 1 млн 300 тыс. (+5,6%), а за последние 10 лет, несмотря на снижение преступности и нагрузки, оно увеличилось в 2,5 раза (с 535 тыс. до 1 млн 300 тыс.)»,— заявил Юрий Чайка.

Другой причиной ухудшения качества расследования он назвал чрезмерное использование особого порядка рассмотрения уголовных дел. Такой упрощенный подход применяется по 70% уголовных дел. «В конце прошлого года,— рассказал генпрокурор,— мы совместно с Верховным судом обсудили эти проблемы. Видим их решение в установлении законодателем ограничений на рассмотрение таких дел».

«Выступления на расширенной коллегии Генпрокуратуры снова были посвящены освобождению бизнеса от излишнего гнета. Президент в очередной раз подтвердил приверженность уже не раз заявленному курсу на снятие барьеров. А генеральный прокурор с цифрами в руках продемонстрировал, что у следователей все совсем не гладко. Фиксируемых процессуальных нарушений все больше. Я думаю, что ситуация заметно сдвинется к лучшему, когда прокуратура получит новые полномочия по контролю над следствием. В том числе, например, право отказывать в выборе меры пресечения в виде заключения в СИЗО — если такая мера не обоснована»,— сказал “Ъ” уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов.

Николай Сергеев

Вся лента