Выживают толстейшие

В тяжелые часовые времена правила выживания описываются старой формулой «пока толстый сохнет, худой сдохнет». Поэтому лучше всего чувствуют себя сейчас часовые группы.

Побеждают те из них, кто создал симбиоз более дорогих и более дешевых марок. Считается, что коннектированные часы уничтожат механические часы нижних ценовых категорий. Но есть и обратная сторона. Чтобы успешно сопротивляться натиску электроники, надо такие часы иметь.

Еще одно правило выживания — крепко стоять на двух ногах, например, комбинировать часовое и ювелирное направления. И уже не на уровне группы, а на уровне марки. Ювелирная составляющая поддерживает часовую, как это с давних времен было в Cartier или Van Cleef & Arpels или активно развивается в Bvlgari.

Идет на спад мания мануфактурных механизмов. Был момент, когда марки, напуганные угрозой Swatch Group прекратить поставки доступных наборов для сборки калибров, включились в гонку. Все сделали собственные механизмы и получили раздражающий клиентов рост цен. Выяснилось, что нужны как минимум две категории часов — на собственном механизме или на покупном.

Конечно, иметь собственный механизм для часовщиков — диплом о высшем образовании, а собственный турбийон, скажем, кандидатская. Но когда диссертаций слишком много, происходит инфляция, это мы помним.

Алексей Тарханов

Вся лента