«В Лондоне можно увидеть вновь обретенное полотно Караваджо»

Дмитрий Буткевич — о загадочной картине

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич — о полотне «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», найденной на чердаке в Тулузе.

Фото: artchive.ru

В Лондонской галерее Colnaghi до 9 марта можно увидеть вновь обретенное полотно Караваджо. По крайней мере, именно этому автору некоторые искусствоведы приписывают картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», найденную буквально на чердаке. Пишет об этом сайт Artchive. В 2014 году, устраняя протечку в доме в Тулузе, рабочие обнаружили на чердаке полотно с известной сценой, написанной в караваджистской манере. Искусствовед Эрик Туркин, «ведущий» картину, заявляет, что владельцы уже нынешним летом готовы выставить полотно на аукцион с эстимейтом от €100 млн до €150 млн.

Надо сказать, что законы Франции в части продажи произведений искусства, которые признаются «национальным достоянием», довольно строги, но четки. В 2016 году картину представили публике в Министерстве культуры Франции, после чего правительство ввело 30-месячный запрет на ее продажу, ожидая, чтобы главный музей страны — Лувр — решил, хочет ли он ее купить, и может ли собрать минимально определенную сумму в €100 млн. Лувр от покупки отказался. Срок ожидания истек в декабре 2018-го. Искусствовед Туркин уверяет, что главный музей Франции отнюдь не сомневается в авторстве Караваджо, просто €100 млн — это 15-летний бюджет закупочной комиссии, а уже три высококлассных Караваджо в собрании есть.

Туркин и его сторонники утверждают, что «Юдифь» является второй версией, написанной самим Караваджо в 1607 году. Приводят сведения, что фламандский художник Франс Пурбус-младший именно ее видел в том году у живописца и дилера Луи Финсона, который и сам был караваджистом, и, вполне возможно, сделал копию с полотна мастера. Именно эту. Однако сторонники аутентичности «Юдифи» указывают на множество «пентименто», то есть авторских исправлений, которые свидетельствуют о том, что художник исправлял замысел в процессе написания, чего в копиях просто не бывает.

Хотелось бы, чтобы картина оказалась оригиналом Микеланджело Меризи да Караваджо и была продана за серьезную сумму, может, даже поставила бы новый мировой рекорд.

Вся лента