На следующей неделе правительство города утвердит, где разместится Центр организации социального обслуживания — головной офис сети районных участковых для комплексного обслуживания пожилых людей. Структура на 250 сотрудников, призванных координировать социальный маршрут нуждающихся в помощи старших граждан, а также выявлять «скрытых» от статистики городских ведомств таких людей, заработает летом. По мнению экспертов, «работа на местах» может иметь положительный эффект, но к реальному повышению качества жизни пожилых приведет лишь при адекватном финансировании, цифровизации и работе тех организаций, куда их будут направлять.
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ / купить фото
В пятницу правительство Петербурга опубликовало постановление о создании Центра организации социального обслуживания (ЦОСО), подписанное временно исполняющим обязанности губернатора Александром Бегловым 26 февраля. Определиться с расположением новой структуры глава города поручил вице-губернаторам Анне Митяниной и Евгению Елину в двухнедельный срок.
Как рассказали “Ъ” в комитете по социальной политике (КСП), для размещения головного офиса ЦОСО рассматриваются бывшие здания КСП в переулке Антоненко, 6, лит. А и Б, освободившихся после переезда ведомства в «Невскую ратушу». Помимо него, сеть включит 13 районных отделений (в том числе четыре межрайонных), локации для которых будут подыскивать с учетом традиционных мест обращения граждан, в том числе районные МФЦ и комплексные центры социального обслуживания населения. Для работы сети потребуется нанять 246 сотрудников, развернуть ее деятельность планируется в ближайшие 2,5–4,5 месяца. В бюджете КСП на 2019 год под эти цели заложено 124,1 млн рублей.
Составляя персонифицированные программы социального сопровождения, специалисты центра будут прорабатывать маршрут конкретного человека в органы соцзащиты, учреждения здравоохранения, Пенсионный фонд РФ, Бюро медико-социальной экспертизы, Фонд социального страхования и другие организации для оказания ему необходимой помощи и следить за эффективностью реализации этого маршрута. Вместе с органами местного самоуправления они также планируют выявлять находящихся в трудной жизненной ситуации пенсионеров. «Это те, кто имеет проблемы со здоровьем и зависимы от посторонней помощи, но до настоящего времени не обращались за социальными услугами»,— объяснили в КСП. Минимальная скрытая потребность составляет около 18 тыс. пожилых людей. Максимальная — с учетом тех, кто не обращается за гериатрической оценкой своего здоровья, — до 30 тыс. человек, считают в комитете. По его данным, в 2018 году более 80 тыс. пожилых петербуржцев получали социальные услуги в различных формах долговременного ухода. При этом около 6% людей, у которых есть программы обслуживания, не обратились к поставщику услуг для заключения договора на социальное обслуживание.
По мнению исполнительного директора НП «Объединение компаний индустрии услуг старшему поколению» Вадима Бараусова, эффективность ЦОСО во многом будет определяться эффективностью тех же учреждений, в которые он будет направлять. Выявление скрытого спроса он однозначно считает функцией позитивной. «Но это будет приводить и к увеличению финансовых обязательств. Средняя стоимость услуг стационара в расчете на одного пожилого человека близка к 1 млн рублей в год, так что каждая тысяча выявленных должна быть подкреплена примерно 1 млрд дополнительных рублей в городском бюджете»,— говорит эксперт. Не менее важно, чтобы наряду с живыми, ходящими по домам участковыми развивались информационные системы, которые как будут содержать полные данные о клиентах (медицинские, социальные и другие), так и дадут пожилым дистанционный доступ к полной информации об услугах, к выбору и заказу самих услуг, считает господин Бараусов. В профильном нацпроекте «Демография» и федеральном проекте «Старшее поколение» как его части уделяется внимание теме продвижения и информирования. «В 2019 году [должно быть.— “Ъ”] обеспечено не менее 2,5 млн просмотров телевизионных и радиопрограмм, телевизионных документальных фильмов, интернет-сайтов, направленных на поддержку и повышение качества жизни граждан старшего поколения,— приводит господин Бараусов цитату из документа.— В этом плане город тоже должен подумать о том, как правильно и эффективно донести информацию о ЦОСО до пожилых и их родственников».