С картой по рынку

На что готовы и на что не готовы держатели банковских карт

Карты плотно вошли в жизнь российских граждан, на каждого из нас в среднем приходит по два банковских «пластика». Сейчас почти 90% участников исследования ВЦИОМ отметили, что используют карты регулярно. Оплачивать карточками люди готовы любые покупки, хотя для расчетов за услуги такси, салонов красоты и в ресторанах многие выбирают наличные. Немаловажную роль для держателей карт играет стоимость годового обслуживания — не многие готовы перешагнуть порог 1 тыс. руб.

Фото: Reuters

Платежи на любой вкус

Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос предпочтений граждан при пользовании банковскими картами. В нем приняли участие 1,5 тыс. респондентов из городов с населением от 500 тыс. человек. Результаты опроса показали, что за последние пять лет проникновение банковских карт существенно усилилось — 87% респондентов отметили, что стали чаще пользоваться картами. Причем такая же доля респондентов используют карты регулярно для оплаты товаров и услуг. По данным Банка России, по состоянию на 1 октября кредитные организации эмитировали почти 271 млн банковских карт, то есть в среднем почти по две карты на одного жителя России, включая стариков и грудных младенцев. На это уровне объем выпуска остается стабильным уже целый год.

«Очевидный рост популярности банковских карт в последние четыре-пять лет связан с несколькими факторами. Во-первых, повсеместное проникновение карт обеспечили зарплатные проекты. В крупных городах с населением от 150 тыс. человек распространена даже бесконтактная оплата, что существенно ускоряет трансакции»,— поясняет руководитель по развитию эквайринга Альфа-банка Денис Хренов.— При выходе из дома людям в большинстве своем достаточно иметь с собой только телефон».

В качестве минимальной суммы, для оплаты которой граждане выбрали бы банковскую карту, 26% опрошенных назвали диапазон 1–5 тыс. руб.

Еще 20% готовы использовать карты для более мелких платежей, от 500 руб. до 1 тыс. руб., еще 24% готовы использовать карту для оплаты любой суммы.

Чаевые — без карт

Чаще всего карты используются для оплаты покупок в интернет-магазинах (92%) и магазинах бытовой техники (88%). А вот при оплате услуг такси 61% опрошенных отметил, что предпочтет наличные. 39% не расплачиваются картами в салонах красоты, 33% в ресторанах и кафе. По словам экспертов на то есть свои причины. «В такси сейчас существенная доля рынка приходится на агрегаторы, которые при оплате картой требуют зарегистрировать ее в качестве платежного средства в своем приложении. Многие люди стремятся избегать привязки карт, опасаясь несанкционированных списаний в дальнейшем,— отмечает аналитик ГК "Алор" Алексей Антоненко.— Кафе и рестораны, салоны красоты — это те заведения, в которых принято оставлять чаевые, но мало где это можно сделать в безналичном виде».

К тому же существует множество небольших салонов красоты и эконом-парикмахерских, которые и вовсе не предоставляют возможность безналичной оплаты, поэтому клиенты вынуждены платить наличными. Нередко такие заведения предоставляют возможность оплатить услуги через Сбербанк-онлайн на личную карту собственника или ответственного сотрудника, указывает господин Антоненко.

Комиссия преткновения

Держатели карт крайне щепетильно относятся к стоимости обслуживания карт. Лишь 13% не в курсе, сколько стоит обслуживание их карты, тогда как 59% респондентов сообщили, что знают размер комиссии за обслуживание своей карты, а 29% не платят ее. Большинство банковских комиссий за обслуживание карты составляют сейчас 500–700 руб. в год (91% опрошенных комиссия за годовое обслуживание составляет менее 1 тыс. руб.).

Но в случае повышения комиссии до этого психологически важного рубежа — 1 тыс. руб.— 40% держателей карт готовы отказаться от их использования.

«Отметка 1 тыс. руб. за годовое обслуживание карты действительно психологически значима для потребителя. Когда товар не имеет понятной рыночной цены и является нематериальным, восприятие цены имеет сильное влияние на решение»,— отмечает директор процессингового центра «Карт стандарт» Майя Глотова. Когда мы снизили комиссию за переводы с 1% до 0,99%, то увидели, что оборот вырос на 15%, приводит она пример подобного влияния.

Привилегированный выбор

Не меньшее значение, чем комиссии за обслуживание карты имеют и различные привилегии, которые банк готов предоставить их держателям. 51% опрошенных отметили, что сейчас получают бонусы от банка за каждую покупку, 50% — кэшбэк (процент с покупок возвращается в виде денег на карту), 34% имеют процент на остаток по счету. Таким образом, часть респондентов имеют сразу несколько привилегий от банка. Лишь 10% респондентов отметили, что по их картам нет никаких бонусов и привилегий.

Впрочем, реальность, как это часто бывает, не совпадает с желаниями.

При вопросе, какие бы две бонусные программы вы выбрали, если бы банк дал такую возможность в абсолютные лидеры вырвался кэшбэк (66%), второе место занял остаток по счету (46%), а бонусы за каждую покупку заняли лишь третью позицию (43%).

Все остальные привилегии остались позади с огромным отрывом. Так, мили для покупки авиабилетов хотели бы получать лишь 8% опрошенных, страховку — 4%, доступ по карте в бизнес-залы аэропортов — 2%.

«Среди разных типов программ лояльности у клиентов массового сегмента наибольшей популярностью пользуются именно карты с кэшбэком. Мы видим, что клиенты уже в большей степени хотят "заработать", а не только сэкономить»,— отмечает вице-президент холдинга «Русский стандарт» Эльдар Бикмаев. По его словам, больше всего пользователи конвертируют свой кэшбэк в рубли на счет карты (88%), при этом 11% оплачивают бонусами мобильную связь или услуги ЖКХ в интернет-банке.

Ксения Дементьева, Ольга Шестопал

Вся лента