В Перми заспорили о Баухаусе

Общественники выступили против уничтожения здания 1920-х годов

В Перми городские власти планируют снести здание общежития 1924 года постройки, признанного аварийным. Местные общественники выступают против сноса. Они считают, что здание построено по проекту второго директора Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования, Германия, 1919–1933.— “Ъ”) Ханнеса Мейера и представляет историческую ценность. В краевой инспекции по охране памятников утверждают, что причастность швейцарского архитектора к проекту «достоверно не установлена». Вместе с тем инспекция продолжает собирать информацию о здании и настаивает на его сохранении.

Администрация Мотовилихинского района Перми признала здание общежития политехнического колледжа на Уральской, 110 (построенного в 1924 году) аварийным и подлежащим сносу. Соответствующее решение было принято по итогам работы межведомственной комиссии. По словам первого заместителя главы администрации Мотовилихинского района Перми Антона Илюшина, сейчас готовится пакет документов для расселения людей. В январе этого года произошло частичное разрушение стены левого крыла дома. В 2013 здание уже было признано непригодным для проживания.

Против сноса дома выступают пермские общественники и гражданские активисты. Они считают, что здание представляет историческую ценность, так как было построено по проекту швейцарского архитектора и второго директора Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухауса Ханнеса Мейера.

Председатель совета Рабочего Поселка (микрорайон в составе Мотовилихинского района) на своей странице в Facebook отмечает, что решение о сносе здания принято в год столетия школы Баухаус.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Начальник государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края Александр Жуковский сообщил “Ъ”, что дом на Уральской,110 не является объектом культурного наследия. «Причастность Ханнеса Мейера к проекту этого здания достоверно не установлена. Мейер принимал участие в проектировании планировки соцгородка "На Горках", в пределах которого и расположено здание по улице Уральская, 110»,— отмечает господин Жуковский. В то же время инспекция, по его словам, подготовила информацию о том, «что здание представляет градостроительную и архитектурную ценность». Кроме того, контрольный орган считает необходимым «сохранить здание в существующем виде». Александр Жуковский добавил, что инспекция продолжит собирать информацию о доме.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Историк Павел Гнилорыбов поддерживает версию об авторстве Ханнеса Майера и считает, что благодаря дому, построенного по его проекту «Пермь становится частью большой истории»: «Мейер сталкивался с трудностями в Германии, но реализовался в СССР. Существует биробиджанский Баухаус, также влияние школы заметно в проектах рабочих поселков и соцгородков на Урале и в Поволжье». Как считает историк, здание можно реконструировать и использовать для размещения арт-кластера или общественного пространства. По его словам, здание для начала нужно законсервировать, а потом проводить просветительскую работу и искать инвестора. «Существуют региональные и федеральные программы, возможность инициативного бюджетирования или государственно-частного партнерства»,— добавляет Павел Гнилорыбов. По его словам, он уже обсуждал с пермскими гражданскими активистами возможность «показать конструктивистские здания Мотовилихи в Германии в рамках столетия Баухауса». «Думаю, пермский конструктивизм и авангард нужно раскручивать. Возможно, снять небольшой документальный фильм. В русской архитектуре не так много самобытного — это русское деревянное зодчество либо конструктивизм, авангард и другие направления 1920-х годов»,— добавляет господин Гнилорыбов.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Почетный архитектор России Игорь Луговой считает, что тратить средства на восстановление здания общежития бессмысленно: «Судя по визуальному анализу, техническое состояние несущих конструкций, кровли и перекрытий — неудовлетворительное. Если бы дом был объектом культурного наследия, например, памятником истории или памятником градостроительства и архитектуры, то необходимо было бы его реставрировать. Но он им не является». Подтверждений авторства Ханнеса Мейера, по словам Игоря Лугового, нет: «Ханнес Мейер в основном планировщик, генпланист, отдельные дома он практически не проектировал, да и само здание на конструктивизм не похоже. Но конечно, такие развалюхи всегда подкупают своей историей, многолетними радостями и горестями сотен людей, которые здесь жили. Расставаться с подобными зданиями так же жалко, как выбрасывать старые вещи из кладовки».

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Господин Луговой отметил выгодное расположение участка под зданием: «В муниципальной собственности находится один из немногих непроданных участков в центральной части Перми площадью 1,4 га в зоне городского центра Ц-1. Построить здесь можно что угодно». По его словам, этот участок мог бы «отлично подойти для нового здания Пермской государственной художественной галереи».

Константин Кадочников, Пермь

Вся лента