«Дело о молдавской прачечной» получило продолжение

Почему о нем решили вспомнить именно сейчас

Богатейшего человека Молдавии заподозрили в незаконном выводе из России нескольких десятков миллиардов рублей. Кроме того, как рассказали в МВД, бизнесмен Владимир Плахотнюк может быть причастен к организации преступного сообщества. Что известно об этом деле? И почему о молдавской прачечной вспомнили именно сейчас? Об этом — Иван Якунин.

Фото: из личного архива Владимира Плахотнюка

Владимиру Плахотнюку — 53 года. Свой бизнес он начал с торговли нефтепродуктами, занимался элитной недвижимостью. Более прибыльным оказались инвестиции в молдавское виноделие, но этого предпринимателю оказалось мало, и в девяностых он перешел в финансовый сектор, создав компанию Angels совместно с американскими инвесторами. А через десять лет Плахотнюк возглавил Victoriabank — крупнейшего кредитора в стране. В законности его работы были сомнения: СМИ подозревали его в шантаже, заказном убийстве, торговле людьми, но разбирательств не последовало.

Теперь добавились подозрения в незаконном выводе средств из России. Схему описала официальный представитель МВД Ирина Волк.

«В течение 2013-2014 годов члены преступного сообщества по надуманным основаниям и подложным документам перечисляли со счетов подконтрольных им юридических лиц в российских банках денежные средства в иностранной валюте на счета зарубежных организаций под предлогом продажи валюты. Полученные денежные средства в рублях списывались с корреспондентских счетов российских банков в молдавской кредитной организации по подложным решениям судов Республики Молдова в пользу иностранных физических и юридических лиц».

«Дело о молдавской прачечной» появилось не вчера, и оно явно масштабнее, чем те 37 млрд руб., о которых говорят в МВД. По данным «Новой газеты», речь идет о 700 млрд руб., которые пытались легализовать в 700 банках по всему миру, в том числе Danske Bank и Deutsche Bank. Европейские страны начали расследование, на некоторые счета были наложены аресты, но в России этим делом так активно не занимаются, говорит замгендиректора Transparency International в России Илья Шуманов. Он сомневается, что подозрения в отношении Плахотнюка говорят о начале каких-то масштабных следственных действий: «Значительная часть банкиров, которые участвовали в ландроматах, при пересечении границы Российской Федерацией попадают в “зону иммунитета”, так что, возможно, часть денежных средств, которые выводились из России, — это деньги, связанные с публичными должностными лицами.

На мой взгляд, существует очевидный недостаток политических решений.

Необходимо объединить все эти усилия правоохранительных органов, объявить об этой схеме и вычислить конкретных фигурантов. Есть вероятность, что в ходе расследования правоохранительные органы могут выйти сами на себя».

Возникает вопрос, почему МВД уделило этому внимание именно сейчас, спустя восемь лет после начала вывода денег? Возможно, дело в том, что Владимир Плахотнюк, помимо бизнеса, занимается еще и политикой, он председатель Демократической партии республики. Через несколько дней в Молдавии пройдут парламентские выборы. Это не может быть совпадением, заявил в интервью «Коммерсантъ FM» почетный председатель Демпартии Молдовы, бывший руководитель парламента Дмитрий Дьяков: «Тот факт, что это появляется за два дня до выборов, конечно, вызывает и подозрения, и сожаления, и много вопросов. Люди спрашивают: что это такое, разве так можно? Является ли это продолжением предвыборной кампании одной из партий?

Я вижу, что кто-то заинтересован в том, чтобы повлиять на итоги выборов в пользу одного из конкурентов».

Оппонент Плахотнюка на выборах — партия социалистов, которая поддерживает действующего президента Игоря Додона, частого гостя в Москве. Плахотнюк же выступает за западный путь развития республики, видит ее членом Евросоюза. Опросы показывают, что именно его Демократическая партия — фаворит на грядущих выборах.

Сам Владимир Плахотнюк на подозрения МВД пока не отреагировал.

Вся лента