«Трансконтейнер» защитят от опасных инвесторов

Белый дом не доверяет международным контейнерным линиям

Правительство опасается, что потенциальные покупатели железнодорожного «Трансконтейнера» интересуются компанией только с целью уничтожить ее как конкурента в пользу морских перевозок. В Белом доме обещают предотвратить такое развитие событий, не уточняя, впрочем, каким образом. Пока о желании поучаствовать в приватизации заявляли два крупных линейных оператора — Mediterranean Shipping Company (в партнерстве с UCL Holding Владимира Лисина) и CMA CGM (с принадлежащим ему на 50% ООО «Логопер»).

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Вице-премьер Максим Акимов 21 февраля сообщил: правительство будет следить за тем, чтобы контрольный пакет «Трансконтейнера» не покупали с целью уничтожения оператора и развития бизнеса морских контейнерных линий. «Я знаю, что есть желание у нескольких крупных игроков поучаствовать в этой процедуре,— цитирует господина Акимова "Интерфакс".— Мы будем приветствовать. Есть заявки и от зарубежных участников. Нам очень важно только, чтобы это не было предметом скрытой конкурентной борьбы, которая бы была направлена на обнуление нашего транзитного потенциала». Вице-премьер пояснил, что имеется в виду маневр «давайте мы купим актив и уберем "Трансконтейнер" в пользу перевозки морскими линиями». «Конечно, мы за этим будем очень внимательно следить»,— заверил он.

Правительство, уже несколько лет обсуждающее продажу 50% плюс двух акций «Трансконтейнера», которые через Объединенную транспортно-логистическую компанию (ОТЛК) принадлежат ОАО РЖД, в 2017 году приняло решение о продаже этого пакета с аукциона.

Среди претендентов, которые так или иначе в течение последних лет выражали интерес к участию в приватизации, как минимум двое намеревались прийти на конкурс в партнерстве с международными контейнерными линиями. Это UCL Holding Владимира Лисина, которая планировала идти на конкурс с Mediterranean Shipping Company (см. “Ъ” от 7 ноября 2017 года), и партнерство CMA CGM с ООО «Логопер», ранее подконтрольным Александру Кахидзе (см. “Ъ” от 25 декабря 2017 года), а впоследствии на 50% перешедшим в собственность российского подразделения французского оператора. Кроме того, с иностранным партнером мог прийти РФПИ.

В аппарате господина Акимова “Ъ” не пояснили, как именно правительство планирует предотвращать описанный им маневр.

Без зарубежных партнеров интерес к участию в сделке проявляли ГК «Дело» Сергея Шишкарева (приобрела 31% Global Ports), группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, которая, однако, приостановила деятельность по этому направлению после ареста собственника в марте 2018 года. Также на рынке не исключают, что на контроль может претендовать один из двух крупных миноритариев «Трансконтейнера» — ООО «Енисей капитал», подконтрольное Роману Абрамовичу и Александру Абрамову. Сейчас оно владеет 24,74%, большую часть этого пакета предприятие купило в 2017 году у НПФ «Благосостояние», а еще 0,3% приобрело в октябре 2018 года у FESCO, структуры группы «Сумма». Остальной пакет FESCO тогда же купил ВТБ, владеющий сейчас 24,84% контейнерного оператора. Собеседники “Ъ” на рынке утверждают, что форвардный контракт по этому пакету ВТБ также заключил со структурами господ Абрамова и Абрамовича (см. “Ъ” от 23 октября 2018 года).

Максим Акимов уточнил, что выпустил план подготовки сделки, который разослан по ведомствам и подразумевает подготовку сделки в течение года. «Мы планируем в течение года эту сделку закрыть, если будут покупатели»,— сообщил вице-премьер, отмечающий, что время для такой сделки — хорошее. «У нас приличные темпы роста контейнерного оборота,— пояснил он,— спрос на все виды вагонов, в том числе на универсальные платформы, довольно большой, и мне кажется, что будет реальная конкурентная борьба за этот актив».

Наталья Скорлыгина

Вся лента