КамАЗ разбивает парки

Пензенское правительство договорилось с автогигантом о создании промышленной площадки

Вложения в индустриальный парк, который планируется создать в Пензенской области на базе АО «Сердобский машиностроительный завод», составят 2 млрд руб. Об этом сообщает правительство региона по итогам встречи руководства области с топ-менеджментом ПАО «КамАЗ» на инвестиционном форуме в Сочи. Ожидается, что в кампаниях, которые появятся на площадках нового индустриального парка, смогут работать до 500 человек. Эксперты говорят, что вложения окупятся примерно через 10 лет, а на инвестиционную площадку разумно приглашать компании, занимающиеся смежным с машиностроением производством.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Правительство Пензенской области подписало документ о партнерстве с ПАО «КамАЗ» и НКО «Фонд развития моногородов». Стороны официально договорились о строительстве в Сердобске Пензенской области индустриального парка, который, как ожидается, появится на базе АО «Сердобский машиностроительный завод», входящего в структуру КамАЗа. Как сообщили в пресс-службе правительства Пензенской области, уже сформирована дорожная карта по созданию индустриального парка и утвержден объем инвестиций. Предполагается, что под первую очередь индустриального парка «Сердобский» будут выделены 40 тыс. кв. м производственных и офисных площадей Сердобского машиностроительного завода, на будущих промышленных площадках будут работать не менее 500 человек. Стороны планируют привлечь в индустриальный парк порядка 2 млрд частных инвестиций.

• АО «Сердобский машиностроительный завод» специализируется на производстве прицепов для грузовых автомобилей, комплектующих и запасных частей к автомобилям «ВАЗ», «ЗИЛ» и автобусам семейства «ПАЗ». Согласно «СПАРК-Интерфакс», единственным учредителем завода является АО «ПХ "Автокомпоненты"», которым владеет АО «РТ Авто» («Ростех»). Завод работает в убыток, который в 2017 году составил 621,8 млн руб. Сердобский машиностроительный завод занимает территорию 54,9 га, производственные площади составляют 146,0 тыс. кв. м.

Генеральный директор ПАО «КамАЗ»­ Сергей Когогин на встрече отметил, что компания располагает успешным опытом создания и развития аналогичных индустриальных парков в Набережных Челнах, Ставрополе, Димитровграде, Ярославской области и рассчитывает на «всестороннюю поддержку правительства Пензенской области в данном проекте». Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев отметил, что инвестиционные проекты на площадке индустриального парка будут, помимо прочего, содействовать развитию малого и среднего предпринимательства.

Как писал “Ъ”, около месяца назад представители КамАЗа приезжали на Сердобский машиностроительный завод, чтобы осмотреть промышленную площадку и принять окончательное решение о строительстве индустриального парка. Управляющая компания будет зарегистрирована уже в марте этого года. Предварительно ожидается, что в число ее учредителей войдут структуры КамАЗа и правительство Пензенской области. Будут ли еще какие-то компании участниками управляющей организации, в пресс-службе автозавода говорить отказались. Не афиширует КамАЗ и объем своих инвестиций в создание индустриального парка. Что касается правительства Пензенской области, то ранее в региональном министерстве экономики “Ъ” уточняли, что речь идет о нескольких десятках миллионов рублей.

Напомним, моногород Сердобск, где планируется создание промышленной площадки,— территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), что подра­зумевает наличие льготных налоговых условий для инвесторов и упрощенных административных процедур. Там уже действует индустриальный парк «Сердобский», управляемый АО «Корпорация развития Пензенской области» (100% — департамент госимущества региона). Парк предназначен для размещения предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и имеет площадь 418,8 га. Здесь работает ООО «Грибная компания», строящее высокотехнологичный грибоводческий комплекс, и ООО «Технокорд» с проектом по строительству завода по глубокой переработке зерна пшеницы.

Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын считает, что совместный с ­КамАЗом проект может быть востребован в период курса экономики страны на замещение импорта и при вложении 2 млрд руб., окупаемость проекта составит порядка десяти лет.

«Для скорейшей окупаемости проектов важно, чтобы в них использовались преимущества региона и самого завода: помимо назначения производственных площадей это рынки сбыта и опыт сотрудников предприятия, которые станут работать в компаниях-резидентах. По-видимому, инвесторов следует привлекать среди компаний машиностроительной и смежных индустрий, поскольку на длительное переобучение сотрудников завода вряд ли найдутся ресурсы. На предприятии работают 667 сотрудников, его выручка составляет порядка 1 млрд в год. Если предположить, что высвободится половина сотрудников, то в индустриальном парке можно разместить 5–10 предприятий с выручкой 50–100 млн руб. в год, которые будут специализироваться на различного рода заказах от машиностроительных предприятий»,— отмечает господин Делицын.

Сергей Петунин

Вся лента