У счета за электроэнергию «сорвало» пломбу

Можно ли оспорить долг за свет

Нажгли на 2 млн: владельцу небольшого помещения в Москве начислили крупный долг за свет. Поводом стала сорванная пломба на электросчетчике. Могло ли такое произойти не по вине собственника? И что делать в подобных случаях? Разбирались Альбина Хазеева и Анна Акимова.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Житель Москвы Михаил Нефедов сдает в аренду помещение на юго-западе. Площадь — 120 кв. м. Сейчас там находится фитнес-студия. По словам арендодателя, потребление электроэнергии у них ниже, чем у стандартной квартиры. Поэтому счет на 2 млн руб. сразу же вызвал вопросы. Крупную сумму начислили после поверки счетчика, рассказал «Ъ FM» сам Михаил: «Пришел человек без предупреждения посмотреть счетчик. Без задней мысли девочка-администратор его впустила в помещение. Он зашел в комнату, где находился счетчик, какое-то время там побыл, к сожалению, не знаю точно, сколько, и вышел уже с актом о том, что повреждена пломба. Срывал—не срывал, неизвестно. Но я связался со своим электриком, который устанавливал этот счетчик. Он сказал, что это нормальная практика, когда приходит проверяющий, нужно обязательно контролировать, а лучше записывать на видео эти действия, чтобы не случилось внезапного исчезновения пломбы».

По словам собственника, сам он счетчик не трогал и пломбу не срывал. В итоге сумму все же удалось снизить в несколько раз. Оказалось, что в составленном акте были грубые нарушения. Например, энергопотребление посчитали за год, хотя договор был заключен в июле, сообщил официальный представитель «Мосэнергосбыта» Вадим Надточиев: «На наш адрес от сетевой компании поступил акт по выявленному безучетному электропотреблению, то есть было выявлено нарушение — это отсутствие пломбы, как было указано в акте. Этот акт был подписан и представителями проверяемого объекта, и представителями сетевой компании. И там был начислен объем потребления очень большой. Если перевести тот объем в денежный эквивалент, то получалось как раз-таки порядка 2 млн руб. Наши сотрудники выявили в этом акте ряд несоответствий, которые были допущены сетевой компанией. После тех замечаний, которые нами были выданы сетевой компании, акт вернулся к нам с другими расчетами, которые уже соответствовали условиям договора энергоснабжения, и сумма была там порядка 200 тыс. руб».

Михаил по новому счету заплатил, разделив расходы с арендатором. Но, как говорит собственник, такие случаи — совсем не редкость. В судебной практике есть примеры, когда владельцам жилых помещений из-за сорванных пломб приходилось платить и по 500 тыс. руб., и по 700 тыс. руб. Хотя в некоторых случаях суды, рассмотрев обстоятельства дела, встают на сторону граждан, говорит гендиректор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин: «Когда речь идет о том, чтобы зафиксировать акт нарушения, здесь, конечно, ресурсоснабжающая организация должна соблюсти процедуры и либо жильца проверить на наличие соответствующей пломбы, либо иметь представителя от совета дома, который тоже будет присутствовать на месте и который поможет зафиксировать факт нарушения. Потому что если процедура не будет соблюдена, тогда есть возможность оспорить результаты таких наблюдений уже в судебном порядке».

Если при поверке счетчика в квартире мастер обнаружит, что пломбы нет, начисления происходят таким образом: проводится опись всех бытовых приборов и считается, как будто все они работали одновременно, круглосуточно, с момента последней поверки счетчика. Как правило, получается сумма в несколько десятков тысяч рублей.

Ответственность за сохранность счетчика лежит на потребителях электроэнергии.

Вся лента