«У нас нет звена, соединяющего запросы рынка и научные идеи»

Малые предприятия проявят себя в инжиниринговом аутсорсинге

ООО НПП «ИнтерПолярис», будучи малым предприятием, стало партнером крупных корпораций, предприятий и научно-исследовательских организаций в сфере разработок инновационных проектов и продуктов. Директор ООО НПП «ИнтерПолярис» и ООО «МеталлМаркет» Игорь Перевезенцев рассказал о развитии инжинирингового аутсорсинга, перспективах встречного движения науки и бизнеса и новом национальном проекте «Наука».

Мост между наукой и бизнесом

— Вашему предприятию удается успешно решать застарелую для российских реалий проблему коммерциализации результатов научных исследований. Каким образом?

— Это не только российская проблема. Все научные разработки — фундаментальные и прикладные во всем мире плохо коммерциализируются. Это их сущность. Понять изначально, дойдет ли проект НИОКР до стадии коммерции, невозможно или очень сложно. Конечно, если сравнивать уровень коммерциализации с развитыми странами, мы, наверное, выглядим немного «бледнее». Там на НИОКР выделяется денег в десятки или сотни раз больше.

— Проблема только в финансировании или и в отсутствии эффективных механизмов продвижения идеи до готового продукта, востребованного рынком?

— Когда промышленность ставит задачу и дает техзадание, вероятность того, что научные разработки дойдут до реального продукта, понятно, более высока. Но есть так называемые академические идеи, без которых не будет прикладной науки, они на начальном этапе больше напоминают фантастику и с рыночными отношениями никак не соотносятся. Без должного финансирования со стороны государства такие идеи могут остаться без исследовательских работ, которые способны подтвердить или опровергнуть выдвинутые идеи. Новый нацпроект «Наука», уверен, усилит поддержку в области таких исследований.

А что касается коммерциализации прикладных исследований, на мой взгляд, проблема в том, что у нас нет обратной связи, того самого звена, которое соединил бы запросы рынка с возможностями науки. В реальности получается, что производственной компании гораздо легче купить готовые технологии за рубежом, чем вкладываться в НИОКР. Наша компания «ИнтерПолярис» сама идеи не генерирует, а, специализируясь на инжиниринговом аутсорсинге, образно говоря, выстраивает мост от науки до продукта, запрос на который поступает от промышленности.

В 2013 году я вместе с моим другом — кандидатом технических наук инженером Дмитрием Шматовым создал ООО НПП «ИнтерПолярис» для решения прикладных задач в рамках федеральных целевых программ развития науки и техники, а также для решения технологических проблем современной российской промышленности. Направлением выбрали выполнение работ по инжиниринговому аутсорсингу. Это весь спектр услуг по разработке инновационной высокотехнологичной продукции до производства опытной партии изделий.

Позже появилась масса коммерческих задач различного инженерно-прикладного характера, в ходе работы возникла кооперация с ведущими предприятиями региона.

Инновационный аутсорсинг

— То есть вы идете от потребностей рынка?

— Именно так. Но это не означает, что занимаемся исключительно выполнением коммерческих заказов предприятий. У нас есть несколько наукоемких проектов, которые годами «пылились» на полках, но мы считаем, что они обладают хорошим рыночным потенциалом, поэтому пытаемся их продвигать. С другой стороны, есть проекты, которые делаем по заказу.

В 2015 году компания получила первый серьезный заказ, выиграв конкурс ОИВТ РАН на поставку водородного парогенератора. Через год наш инженерный коллектив начал сотрудничать с компанией «НекстТрейд», специализирующейся на выпуске запасных частей для нефтегазового сектора и производстве нестандартного оборудования для добычи газа. Мы работали над созданием клапанов для нефтегазовой отрасли в качестве конструкторского бюро на аутсорсинге. Сегодня для «НекстТрейда» проектируем уже шестой клапан. Произведенные нами клапаны уже проходят опытно-промышленную эксплуатацию на объектах «Газпрома».

В 2017 году смогли войти в трехлетний контракт, инициированный Минобрнауки, общей стоимостью 400 млн руб. по созданию производства автономных термоэлектрических источников тока с ВГТУ и АО «РИФ». Задача поставлена непростая: сделать генератор, который будет эффективнее мировых аналогов. Уже показали хорошие результаты, выходим на прогнозные значения по эффективности. Благодаря участию в проекте, мы стали одним из ведущих конструкторских коллективов по термоэлектрическим генераторам в стране.

Крупные компании — ОИВТ РАН, «Космос-Нефть-Газ», «Полюс», «РИФ», научные институты привлекают нас по вопросам, связанным с узкой специализацией в области гидрогазодинамики и тепломассообена. Например, у нас в штате есть специалист по горению, а моделировать горение умеют всего несколько человек в стране.

Но случаи такого сотрудничества все же единичные. Проблема, на мой взгляд, в том, что промышленные предприятия не знают, к кому и как обратиться за необходимой им инновацией, не могут организовать собственное расчетно-конструкторское бюро, потому что это дорого и, скорее всего, будет неэффективно. А такие инжиниринговые компании, как наша, выступают как раз связующим звеном между потенциальными заказчиками и теми, кто такой заказ может выполнить.

Проложенная колея

— Кейс-стори вашего малого предприятия, реализующего такие высокотехнологичные заказы, весьма поучительна. Как вы считаете, она эксклюзивна или ее можно рассматривать как колею для последователей?

— За рубежом такая практика очень развита. Там не боятся передавать на аутсорсинг те или иные задачи, которые профессионально не могут решить самостоятельно. А у нас существует очень большой ментальный тормоз.

Я был бы очень рад, если б по нашей «колее» пошли и другие. Мне кажется, это неизбежно в рамках высокотехнологичной экономики. Чем больше будет таких инжиниринговых компаний, тем меньше станет «страхов» у потенциальных заказчиков передавать им в аутсорсинг конкретные техзадания. И нам будет легче искать необходимых исполнителей под те или иные задачи.

— Проекты, в которых участвует ваше малое предприятие, очень серьезного уровня и серьезных компетенций. Откуда кадры?

— У нас в компании собрана группа ключевых инженеров, которые могут вести проект. Это сильнейшие расчетчики, конструкторы, специалисты по автоматизированным системам. Конечно, нельзя объять необъятное даже с такими сильными кадрами — привлекаем специалистов на аутсорсинге. И специалистов нужного уровня мы знаем всех по стране. На самом деле, это очень узкий рынок. И самая сложная задача — организовать этих людей, чтобы работа была максимально эффективной в рамках проекта.

— Как вы видите стратегию развития вашего предприятия?

— Сейчас развиваем производство. У нас в Нововоронеже есть пока небольшой цех, где делаем различные опытные образцы, стенды радиационного контроля, первичных преобразователей, части комплектующих оборудования и т.д. То есть развиваемся как производственники по нескольким направлениям. Со своим производством гораздо проще выполнять работы инжинирингового характера. Сейчас получаем в Ростехнадзоре лицензии на конструирование и изготовление оборудования для атомных станций и намерены двигаться в этом направлении, потому что атомная отрасль импортозависима и там есть, над чем работать.

Вся лента