«Математика — самая романтическая вещь на свете»

искусство

Студентка Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Лях рассказала, что принес ей переезд в другой город и как связаны между собой наука и искусство.

Фото: Из личного архива

Наташа Лях выросла в Москве, но поступила в СПбГУ — без экзаменов, потому что выиграла Всероссийскую олимпиаду по литературе.

«Чтобы сдать ЕГЭ, нужно обладать колоссальной стойкостью и силой воли. Недостаточно иметь аналитические способности, необходимо обладать знаниями. Так что, по сути, мне просто повезло»,— смеется Наташа. Ей ближе восприятие ума не как эрудиции, а как способности к анализу.

Наташа учится на первом курсе факультета свободных наук и искусств. Специальность предстоит выбрать только на втором. Девушка пока не решила, что будет у нее основным предметом: она хочет изучать и литературу, и историю искусств, и музыку, и театр. Наташа привыкла сама принимать решения, хотя и признается, что иногда даже ей страшно.

«Когда стоишь перед выбором, стыдно не попробовать. Наверное, это все воспитание — меня учили, что лучше ошибиться, чем не делать ничего. Сила состоит в том, чтобы принять ответственность за ошибку»,— считает она.

После седьмого класса Наташа выбрала для себя математический профиль в гимназии №1543. Но в середине восьмого решила перейти в гуманитарный класс — успеваемость позволяла такую резкую перемену. На этом, правда, подростковые метания, как называет их Наташа, не закончились. После десятого класса она приняла решение перевестись в лицей при Высшей школе экономики — на дизайн.

«Лицей на тот момент создал себе неплохую рекламу. Меня особенно привлекло, что обещали индивидуальный подбор курсов. И я подумала — а вдруг мне такая схема обучения подойдет лучше. И конечно, думала, что если не попробую, то буду жалеть»,— рассказывает Наташа.

Но через два месяца она все-таки вернулась в гимназию.

Зато теперь у нее как у студентки есть практически индивидуализированная система обучения, а за отдельные предметы даже приходится соревноваться. Но, говорит Наташа, каждый несет ответственность за выбранные для изучения курсы — если не справишься, виноват будешь сам.

Дизайн — лишь одна из сфер, которые примеряла на себя Наташа. В детстве был театральный кружок, позже — актерская школа режиссера Александра Баркара. В старших классах Лях участвовала в чемпионате по чтению вслух «Страница 18», а теперь будет участвовать уже в соревнованиях для взрослых.

Особое место в жизни заняло волонтерство. Первый опыт — работа на проекте Google «Чехов жив». Затем Наташа продолжила волонтерскую деятельность — в качестве администратора, куратора, ассистента и переводчика — в Московском музее современного искусства, «Гараже», на фестивале современного искусства «Форма» и в клубе юных искусствоведов при ГМИИ имени Пушкина — там Наташа помогала при организации мероприятий серии «Я покажу тебе музей».

После переезда приходится заново осваивать театральную и искусствоведческую среду: «В Петербурге совершенно иная парадигма существования. Например, здесь много независимых театров. В Москве проще — много институциональных театров, можно зайти на сайт, оформить заявку, стать волонтером. А в Питере, чтобы куда-то попасть, нужно знать конкретных людей, которые этим занимаются».

Наташа признается, что в последний год вся жизнь для нее была сосредоточена в Москве. Но свою роль в выборе университета сыграла вечная тяга к новому опыту и смене сценария. Кроме того, на протяжении всей жизни, признается Наташа, у нее была своеобразная подушка безопасности — можно было отмотать время назад и сделать выбор заново.

«Всегда надо делать то, что страшнее всего. Никогда не чувствовала, что Москва мой город. И я думаю, что всегда стоит воспринимать место как до конца непознанное. Сейчас мой интерес к новому перебивает страх»,— улыбается Лях.

Наташа уверяет, что существование на чемоданах ей нравится — возможно, повлияло то, что ее семья часто переезжала в Москве. Жизнь в другом городе дает больше личного пространства, а для Наташи это возможность посвятить больше времени и сил творческой самореализации. Она и пишет, и рисует — пока в стол. «Люди лукавят, когда говорят, что не пытались производить того, что изучают. Филологи пишут стихи и тексты, искусствоведы пробуют себя в живописи»,— объясняет она.

Наука, по ее мнению, во многом похожа на искусство. «Математика — самая идеалистическая и романтическая вещь на свете. Ученые — как художники: горят тем, что делают, и часто не приспособлены к жизни. У меня есть знакомый, который учится в Гнесинке. Он очень талантливый, но, когда я на него смотрю, я вижу, что без менеджера он не проживет»,— смеется Наташа.

Сама она ощущает в себе именно административный потенциал и думает заниматься кураторством. Ее воспитание в семье было основано на дипломатии, ценилось умение услышать разные точки зрения, выстроить коммуникацию. Так Наташа научилась с вниманием относиться к людям.

«Мне кажется, что человек — это в первую очередь любовь, это то, что он любит. Это и есть самое интересное. Личность раскрывается и через методы анализа, которые использует человек. Нужно думать о людях, а не о собственных установках и, может быть, не о себе. Когда общаешься с кем-то, кто всерьез занимается физикой, невозможно ей не заинтересоваться»,— уверена она.

Наташа не исключает, что сменит профиль вновь. Смущает ее лишь то, с какой подозрительностью принято относиться к смене места обучения и переводам из одного университета в другой.

«В России существует установка на необходимость высшего образования. Мне ближе европейский подход, где высшее образование — это скорее путь к академической деятельности, в Европе его получают те, кому это действительно нужно»,— рассказывает Лях.

Но существует и монополия профессии на самоидентификацию. По мнению девушки, это бросается в глаза уже во время обучения: «В языке, в том, как мы говорим о своей специальности, присутствует строгость».

Кругозор и внутренняя свобода появились и благодаря множеству путешествий — примерно с десяти лет Наташа часто ездила с отцом по Европе, в том числе и в режиме «один город — один день». Отсюда и восприятие культуры как проводника и способа понять другого, а в качестве дополнения — свободное владение английским языком, который стал почти родным.

Наташа недавно вернулась из Вены, в последний раз она была там в детстве.

«В Венском музее истории искусств как раз идет выставка Моне. Когда проходишь весь путь от начала до конца, можешь многое о нем понять. Гуляя по городу, я думала — где еще, кроме этого классицистического и буржуазного города, могли появиться такие художники, как Густав Климт и Эгон Шиле? Верно говорят, что благоприятная обстановка всегда рождает протест»,— улыбается она.

Мария Бородаевская

Вся лента