Дагестан понизил стоимость газа репостами

Как была организована акция в соцсетях

Жители Дагестана добились снижения цен на топливо благодаря Instagram. Местные водители через соцсети договорились игнорировать АЗС, завышающие стоимость газа. Бойкот длился всего три недели и закончился победой активистов. Как им это удалось? И возможно ли такое в Москве? Подробности — у Яны Лубниной и Анастасии Ройзман.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Сила соцсетей в действии: все началось с публикации в популярном Instagram-аккаунте Rodnoy.dagestan. Его авторы посетовали на сетевиков, вводящих «грабительские» цены на газ. По их данным, в соседней Чечне топливо стоит намного дешевле — разница доходит до 5 руб. за литр. За сутки пост собрал сотню тысяч просмотров. Тогда было решено переходить от слов к действиям. Водители договорились объявить «жадным АЗС бойкот» и заправлять машины только там, где цена на газ ниже 19 руб. Автовладельцы также условились: если видят, что кто-то пренебрегает бойкотом, начинать им сигналить. Свои поездки по городу многие жители Дагестана снимали на видео и выкладывали в сеть.

По данным активистов, сетевые заправки все эти дни пустовали. А на тех АЗС, которые снизили цены, наоборот, выстраивались очереди. Принципиальные дагестанцы готовы были часами ждать, чтобы заправиться. Появлялись даже сообщения о том, что на независимые АЗС с угрозами начали приходить рэкетиры. Но подтверждений этой информации нет. Под напором общественности бизнес сдался — газ на некоторых заправках подешевел на треть. Однако топливо в регионах могло подешеветь и из-за сезонного фактора, а вовсе не из-за акций в соцсетях, отметил вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев:

«За ноябрь, декабрь, январь оптовая цена снизилась, и вполне возможно, что те же компании просто сидели и ждали момента, когда все вспомнят о том, что можно бы цены на заправках понизить.

И когда возникла вот эта частная ситуация с тем, что люди возмутились, они сразу взяли и понизили. Если бы рыночная ситуация складывалась по-другому, даже если бы в соседней республике была цена ниже, то те же сетки сказали бы, мол, ребята, мы не можем снизить цену, вот наша минимальная цена, которую мы можем предложить для того, чтобы содержать свой бизнес и что-то там зарабатывать для инвестиций».

Попытки организовать такие бойкоты были и в Москве. В декабре по соцсетям начал распространяться призыв не покупать бензин на крупных АЗС. По задумке организаторов, водители должны были в течение месяца игнорировать ЛУКОЙЛ, затем Shell, затем «Газпром» и далее по списку. Но из этого ничего не вышло, отметил управляющий партнер портала Fishki.net, обозреватель «Коммерсантъ FM» Михаил Гуревич: «Во всем мире организация тех или иных общественных движений через социальные сети используется достаточно давно. Еще в 2012 году, когда к власти пришел Мурси вместо Мубарака в Египте, многие специалисты заявляли о том, что это чуть ли не Twitter-революция. Что касается России, республики Кавказа в этом отношении куда более сплоченные и скоординированные. Когда там люди выходят на улицы, власть всегда реагирует, и бизнес тоже. А в Москве многочисленные попытки провести те или иные акции с помощью социальных сетей практически никогда не давали положительного результата».

Опыт водителей из Дагестана вдохновил «соседей». Точно такой же бойкот устроили жители Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. И снова успех: цены уже снизились в среднем на 2 руб.

Какой будет динамика цен на бензин после 31 марта 2019 года

Смотреть

Некоторые АЗС Дагестана воспользовались ситуацией. Для того чтобы заполучить новых клиентов, они начали устраивать так называемые «счастливые часы», в которые заправляли водителей абсолютно бесплатно.

Вся лента