«Яндекс» созрел для сериалов

Сможет ли компания занять свою нишу на рынке

«Яндекс» захотел славы Netflix: компания займется выпуском собственных сериалов. Проект «Яндекс.Студия» уже начал переговоры с разными компаниями о производстве, заявила «Ъ FM» его гендиректор Ольга Филипук. Раскрывать подробности в компании пока отказались. Как выяснили «Ведомости», в производстве якобы уже находится проект «Министерство» о чиновниках и коррупции — им занимается режиссер Роман Волобуев. Также достигнута договоренность о съемке детективного сериала «Водоворот». По данным газеты, «Яндекс» готов на съемки своего контента тратить бюджеты, сопоставимые с крупными каналами.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Компания может стать серьезным игроком на рынке, однако для этого «Яндексу» придется победить пиратство. Именно воровство платного контента в итоге мешает наладить монетизацию и получать прибыль, считает председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов:

— «Яндекс» — мощная машина. Если они будут вести себя на рынке легально и прозрачно, то да, конечно, в целом есть шансы у «Яндекса» добиться успеха в любом направлении — незамеченными, ясно, не останутся.

— По словам «Яндекса», они готовы на свои сериалы тратить бюджеты, сопоставимые с крупными каналами. О каких суммах может идти речь?

— От 12млн руб. на эпизод, то есть на серию, и выше, до 30, скажем. Если они один сериал собираются производить, такой пилотный проект, естественно, речь не идет о каком-то системном присутствии на рынке, то заплатят они 5 млн за эпизод или 50, это не будет иметь для рынка никакого значения. Если они начнут массово заказывать, предположим, тысячу часов в год, то, конечно, это будет на рынке уже серьезный игрок. Это тренд, и, вообще-то, все произошло бы уже несколько лет назад. Мы опять возвращаемся к пиратству — оно не дает монетизировать онлайн-продукты.

Безусловно, при финансовых возможностях «Яндекса» появление его собственных сериалов перевернет российский рынок. Однако даже большие денежные вложения не всегда могут гарантировать успех, говорит продюсер и кинопрокатчик Сэм Клебанов: «Одно большое преимущество перед остальными участниками рынка заключается в том, что это компания, которая присутствует практически везде, у них есть сервис “Яндекс.Плюс”, поэтому они могут пакетировать свои подписки с разными другими сервисами и услугами, что очень сильно снизит порог вхождения для зрителей.

Опять же, опыт показывает, опыт ТНТ и опыт мирового уровня, например, Netflix или HBO, что для подписных сервисов с онлайн-дистрибуцией можно делать гораздо более смелые, радикальные сериалы, чем те, которые делаются для эфира, и это востребовано.

Главная проблема — “Яндекс” не является кинопроизводящей компанией, у них нет накопленного опыта, накопленной компетенции в этих вопросах, и даже если они привлекут качественных специалистов, они просто могут начать ими рулить так, что специалистам будет некомфортно, и результат не будет соответствовать в итоге ни ожиданиям “Яндекса”, ни ожиданиям зрителей. Может пойти на пользу то, что российский рынок развивается всегда с довольно значительной задержкой по сравнению с мировым или американским, поэтому они могут посмотреть, как работают первопроходцы и мировые лидеры, и корректировать свои планы, исходя из этого. Россия все-таки — это интересный рынок, где таким компаниям, как “Яндекс”, удается удерживать свою территорию даже в конкуренции с мировыми лидерами. Если “Яндексу” удается сопротивляться Google, что вообще не удается почти никому, то выстаивать в конкуренции с Netflix, который не особо ориентирован на российский рынок, мне кажется, это вполне осуществимая задача».

Благодаря огромным мощностям «Яндекс» может себе позволить занимать развивающиеся перспективные направления на рынке. Такой же стратегии придерживается Google, говорит управляющий партнер фонда Leta Capital Александр Чачава: «“Яндекс” — это региональная компания, которая между тем в своем регионе занимает такое же доминирующее положение в ряде отраслей, как Google по всему миру. И стратегия “Яндекса” — создавать другие бизнесы тоже с капитализацией миллиард долларов. Плюс, соответственно, “Яндекс” занимается тем, что ищет эти ниши — телемедицина, transportation, то есть “Яндекс.Такси”, доставка еды. Покупка “Кинопоиска” состоялась три года назад, и уже тогда было понятно, что “Яндекс” не просто так заплатил $100 млн за “Кинопоиск”, что это будет стратегическое направление. Поэтому создание контента — это абсолютно логичный шаг, это тоже большой бизнес. Действительно, “Яндекс” строит свой мир, потому что мы видим в промо-предложении “Яндекса”, мол, подпишись на сервис, который включает в себя музыку, такси, и еще получишь какие-то скидки. Это мир, который в принципе строится достаточно логично с точки зрения экономической целесообразности. Классический путь к квазимонополии, что ли».

Окончательное решение о производстве собственных сериалов «Яндекс» примет ориентировочно в 2020 году, пишут «Ведомости». Оно будет принято по итогам показов первых проектов.

Глеб Силко

Вся лента