Жители Венесуэлы справляются с кризисными условиями

Как россияне, переехавшие в страну, оценивают происходящее

Противостояние России и США по Венесуэле обостряется. Николас Мадуро после разговора с Владимиром Путиным отказался покидать пост президента страны. Вашингтон, в свою очередь, призывает передать власть оппозиции. В Венесуэле, между тем, в четверг прошли многочисленные акции протеста в поддержку оппозиции. По неподтвержденным данным, 26 человек погибли в результате столкновений с силовиками, больше 300 были задержаны. «Коммерсантъ FM» пообщался с россиянами, живущими в Венесуэле, и выяснил, что стало причиной митингов, и верят ли они, как и Кремль, во вмешательство США. Подробности — у Ивана Якунина.

Фото: Martin Acosta, Reuters

Еще вчера на центральных улицах Каракаса было не протолкнуться: местные жители, размахивая национальными флагами, требовали отправить в отставку Николаса Мадуро.

Митинги начались после недавних президентских выборов, но местные говорят, что недовольство зрело давно, и рассказывают вот, например, такие истории: по разбитой дороге в направлении столицы едет грузовик с провизией. Внезапно из джунглей выходит группа вооруженных людей, останавливает машину и забирает из нее все, что может унести. Наказания для них не последует — по венесуэльскому законодательству, если человек украл из чувства голода, то судить его не за что.

Так лишился прибыли президент компании Inversiones Vene-Rus Владимир Скарзов, который поставляет в Венесуэлу продукты из России: сок, молоко, муку, масло. Бизнесмен жалуется на взяточничество и винит во всем местные власти: «Когда тебе таможенник говорит, что нужно заплатить $200 за контейнер, чтобы просто рассмотрели твои документы, становится понятно, что коррупция возведена на государственный уровень. Например, от Пуэрто-ла-Круса до Каракаса 18 постов национальной гвардии и 10 постов полиции. И на каждом нужно заплатить, иначе они имеют право удерживать твой груз до двух суток.

Даже если это коробка будет макарон, я должен собрать как минимум 15 справок и зарегистрировать их в трех системах, а также получить одобрение из трех различных источников.

Это что, способствует развитию экономики, или это американцы придумали?».

За годы правления Мадуро инфляция, по некоторым оценкам, достигла 10 000 000%. Из-за этого, как рассказали «Коммерсантъ FM» местные жители, в супермаркетах появилась новая вакансия, — требуется человек, который будет постоянно переписывать ценники. Ориентируются магазины по курсу доллара, но их в стране два, делится гид по Каракасу Анна Осипова де Осал: «Раньше у нас была игра для местных жителей "Попробуй достань", а сейчас игра "Купи сегодня, потому что завтра будет в два раза дороже".

Государство выплачивает зарплаты, исходя из официального курса обмена валюты, а реальные цифры абсолютно другие.

Официальный курс где-то в районе 150 боливаров за доллар, "черный" курс — 2,1 тыс. У нас семья большая — трое детей, где-то в месяц нам нужно около $400 на всю семью. Муж у меня госслужащий, он работает в местном центризбиркоме, недавно ему перечислили где-то порядка $14».

Еще в 2014-м россиян в Венесуэле было гораздо больше. Они занимались бизнесом: кафе с национальной кухней, сувенирные лавки, школы кайт-серфинга. Это приносило прибыль, но сейчас, как пояснили в Российском союзе туриндустрии, пакетные туры в эту страну не продают, а индивидуальным путешественникам советуют отказаться от поездки — слишком опасно. Это прочувствовал на себе россиянин Дмитрий Калмыков, у которого в Венесуэле небольшое экскурсионное бюро: «Ситуация нагнетается последние три года, заказов стало меньше, конечно. Но все равно мы проводим стабильно четыре экспедиции в год, это нормально для наших объемов. Тур на 21 день стоит приблизительно $2,6 тыс., может быть, $3 тыс. в зависимости от программы и от количества людей. Обычно группа — не больше семи человек. Наш, так сказать, успех связан с тем, что многие ушли с рынка, не выдержали. А у нас получилось устоять. Кризис кризисом, а все равно Сальто Анхель — это самый высокий водопад мира, он все равно в Венесуэле».

Тем временем, в соцсетях нашлись те, кто именно благодаря кризису решил отправиться в Каракас. «Коммерсантъ FM» обнаружил несколько постов следующего содержания: «Если требуются люди для защиты национальных интересов России в Венесуэле, то я готов». Текст публиковали с аккаунтов, где нет никакой информации о владельце, даже фотографии. Все это кажется знакомым.

Вся лента