«Пронто Медиа» переклеивает объявления

Турецкие акционеры сменили руководство холдинга

Владелец российского «Пронто Медиа Холдинга» (ПМХ) турецкая Demiroren Group снова пересмотрит стратегию развития бизнеса под брендом «Из рук в руки». Новым гендиректором ПМХ стал Омюр Сюренкок, ранее развивавший в России турецкого ритейлера Mavi Jeans. Пока акционеры не решили, что делать с брендом, еще год назад планировавшимся к закрытию или продаже.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

В конце декабря гендиректором ООО «Пронто Медиа Холдинг» стал Омюр Сюренкок, сменивший на этом посту Анну Ушакову, следует из данных Kartoteka.ru. Ранее он занимал должность коммерческого директора сети Mavi Jeans в России. Господин Сюренкок подтвердил “Ъ” свое назначение, пояснив, что оно связано с переходом голландской Trader Media East (TME; владеет ПМХ) к новым акционерам, которые рассматривают варианты прекращения или продолжения операций в России. Ранее, в 2018 году, одна из богатейших семей Турции, владеющая группой Dogan Yayin, продала свои медиаактивы, включая TME, близкой к турецким властям Demiroren Group.

Стратегия ПМХ, самый узнаваемый бренд которого — «Из рук в руки», за последние годы менялась не раз. В 2015 году холдинг решил сосредоточиться на развитии в онлайне, отказавшись от выпуска газеты в Москве и Петербурге, а в других регионах переведя ее на франшизу. С 2015 года, когда отношения Турции и России ухудшились, рассматривалась и частичная продажа бизнеса, говорит источник “Ъ”, получавший предложение о его приобретении. В 2016 году из-за неэффективности большая часть соглашений о франшизе была аннулирована, а летом 2017-го турецкие владельцы задумались о полной продаже оставшихся интернет-активов — онлайн-сервиса «Из рук в руки» и сайта поиска работы Job.ru. TME запрашивала за «Из рук в руки» до $20 млн, говорит человек, знакомый с предложением. Акционеры не желали дешево уступать ресурс даже с сократившейся долей рынка, поскольку существенно в него вложились, полагают собеседники “Ъ” на рынке: еще в 2006 году TME заплатила $100,9 млн за 12% акций издательского дома его основателю Леониду Макарону, то есть весь бизнес был оценен в рекордные $840 млн.

В ноябре 2017 года TME объявила о ликвидации российского бизнеса в рамках пересмотра стратегии. В сообщении TME отмечалось, что конкурентоспособность холдинга оставалась ниже ожидаемой, а убыток на тот момент ($19,6 млн за третий квартал 2017 года) почти втрое превышал выручку ($5,8 млн). В декабре 2017 года Job.ru был продан крупнейшему в России порталу по поиску работы HeadHunter.

Но уже летом 2018 года, как сообщал “Ъ”, TME запланировала вложения в развитие и рекламную кампанию «Из рук в руки». В частности, сайт запустил продажу авиабилетов в партнерстве с Aviasales. У TME также остается бизнес в Белоруссии, где до сих пор выходит печатная версия «Из рук в руки» (компания на 60% принадлежит TME, остальное — у местных партнеров). Кроме того, остается компания в Казахстане, которая уже не ведет деятельности. На сайте TME сказано, что в 2018 году группа определила бизнес-план по выводу «Из рук в руки» на прибыльность. По данным SimilarWeb, в декабре аудитория Irr.ru составляла 4,4 млн пользователей, что примерно вдвое меньше, чем в отдельные месяцы 2017 года.

Желающие приобрести «Из рук в руки» сейчас есть, говорит Омюр Сюренкок, но группа даже не начинала обсуждать стоимость актива — пока у акционеров нет уверенности в необходимости продажи. Опрошенные “Ъ” собеседники на этом рынке напоминают, что «Из рук в руки» давно уступила рынок Avito, который доминирует в нише классифайдов, а также сервису «Юла» Mail.ru Group. Помимо двух лидеров есть крупные игроки в отдельных категориях, таких как недвижимость или автомобили, а также региональные онлайн-классифайды, указывает источник в крупной интернет-компании. Такой актив нужно постоянно продвигать, много вкладываясь в маркетинг, считает первый заместитель гендиректора Rambler Group Максим Тадевосян, в противном случае поддерживать его узнаваемым невозможно, особенно когда есть такие активные конкуренты, как Avito и «Юла»: пытаться отобрать рынок без сильного локального партнера нереально.

Анна Афанасьева

Вся лента