Угонщика самолета из Сургута отправили под арест

Что стало известно о мотивах Павла Шаповалова

Захватчика рейса Сургут-Москва арестовали на два месяца. Павла Шаповалова обвиняют в угоне самолета: во время полета он потребовал доставить его в Афганистан. В крови пассажира не нашли следов алкоголя или наркотиков. Теперь ему предстоит пройти психиатрическую экспертизу. Что стало известно о преступнике? И какие у него могли быть мотивы? Об этом — Иван Корякин.

Фото: Следственный комитет РФ

«Все не так просто, как кажется с первого раза», — сказал Павел Шаповалов на одном из первых допросов и оказался прав. Очевидцы и журналисты полагали, что он был просто пьян: заявил в салоне, что хочет в Афганистан, пригрозил оружием, которого не существовало, сел в кресло и заснул. Но Шаповалов бодрствовал и выглядел адекватным, рассказала журналистам старший бортпроводник рейса Сургут-Москва Ева Крайчек: «Он не был пьян, я бы не сказала. То есть запаха не было. Все это время, пока мы ожидали спецслужбы, он смотрел в иллюминатор, мы ему сообщили, что сейчас будет просто дозаправка для того, чтобы нам хватило топлива до Афганистана. Поэтому он успокоился, смотрел в иллюминатор, ни с кем не разговаривал, видимо, уснул. В рейсе он не спал, он утверждал, что у него есть оружие, и что если мы не исполним его требования, то он применит это оружие, и плохо будет всем. Это его слова, это я его цитирую».

Попытки захвата самолетов в мире

Смотреть

Более того, Шаповалов сообщил бортпроводникам, что это именно он причастен к терактам 11 сентября, говорится в материалах дела. В воздухе такие слова не игнорируют, поэтому самолет и посадили экстренно в Ханты-Мансийске, отмечает бортпроводник с семнадцатилетним стажем Евгений Манакин: «При обычной фразе “Самолет полетит туда-то” — уже угроза. Есть определенные процедуры, как сообщить экипажу. Соответственно, посадка — ближайший аэродром. Мы же в полете не сможем его проверить, может быть, он оружие как-то пронес, взрывное устройство. Если человек без причины меняет место в самолете, это уже вызывает на подозрение».

Но если угонщик Шаповалов действительно не здоров, как его вообще пустили на борт? Даже если он состоит на учете, ему необязательно все время находиться в клинике, тем более стационары сокращают количество коек, говорит доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН Роман Сулейманов. Поэтому встретить на улице людей, которые верят в свою причастность к терактам 11-го сентября, довольно просто, отмечает Сулейманов: «И в Москве обратил внимание, что за последние несколько лет резко повысилось количество таких нелеченых пациентов на улицах, в метро.

Что касается пациента, который спокойно сидел в кресле, что-то требовал, вполне возможно, он тоже находился в остром психотическом состоянии, несмотря на внешнее свое спокойствие.

В аэропорту Сургута заявили, что действовали по инструкции — оснований для проведения проверки нет. Вполне возможно, что они действительно не заметили в поведении Шаповалова ничего странного. А об оружии и Афганистане он вспомнил только в самолете.

Обвиняемый в угоне самолета не признал свою вину. По словам адвоката Павла Шаповалова, его подзащитный не может объяснить, что произошло.

Вся лента