У McDonald’s отобрали «Биг Мак»

Какие претензии у Евросоюза возникли к использованию товарного знака

«Биг Мак» больше не принадлежит McDonald’s безраздельно. Компания потеряла эксклюзивное право на это название. Правда, только на территории Евросоюза. Что это означает? Подробности — у Альбины Хазеевой.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Булочка с кунжутом, две котлеты, соус, сыр, огурцы, салат и лук — в 2018 году «Биг Маку» исполнилось 50 лет, и McDonald’s довольно широко отмечал юбилей своего знаменитого бургера. Правда, теперь раскрученную булку могут включить в меню и конкурирующие сети в Европе. Хотя с 1996 года только McDonald’s имел права на этот торговый знак: сеть могла не только выпускать продукты под таким названием, но и, например, открыть отдельное «Биг Мак Кафе». Но, как посчитали в бюро Европейского союза по вопросам интеллектуальной собственности, компания так и не реализовала свои возможности, а, значит, владеть «Биг Маком» больше не вправе. И это обычная практика, говорит патентный поверенный Евгений Злотников: «Есть общее правило о том, что правообладатель обязан использовать свой товарный знак, то есть владение товарным знаком — это не только право, но и определенная обязанность. И если правообладатель не использует принадлежащее ему исключительное право на товарный знак в полном объеме, то по заявлению заинтересованного лица охрана знака может быть полностью или даже частично прекращена».

Как McDonald`s поработает над «пищевым» имиджем

Смотреть

Вопрос о праве на название «Биг Мак» подняла ирландская сеть фастфуда Supermac's. Она хотела выйти на рынок ЕС, но не могла из-за противодействия McDonald’s. Американская компания считала, что покупатели будут путать «Биг Мак» и «Супер Мак». Скорее всего, в ближайшее время конкурент McDonald’s зарегистрирует собственные права на торговый знак со словом «Мак», считает патентный поверенный Елена Харченко: «Просто так не оспаривается никогда товарный знак. Он оспаривается только с какой-то целью. Если он не использовался, и кто-то это оспорил, то ясное дело, что они совершенно моментально подают на регистрацию этого знака — это примерно вот так выглядит. Нужны очень большие деньги, чтобы оспорить это через патентный суд. Я оспорила и бросила, и пусть пользуется, кто хочет — да не делает никто никогда так».

В компании McDonald’s заявили, что будут обжаловать решение по поводу «Биг Мака». Но даже если апелляционный суд не встанет на сторону сети, большого ущерба потеря прав на название бургера компании не нанесет, считает исполнительный директор содружества «РусБренд» Алексей Поповичев: «хотя, наверное, эта история для них не очень приятна, потому что любая компания стремится максимально защищать права своей интеллектуальной собственности и бороться с брендами-паразитами. Но для McDonald’s более важен материнский бренд McDonald’s, а “Биг Мак” в любом случае привязан к ресторанам и находится на полках и информационных табло в заведениях. Поэтому трагедии никакой нет.

Я думаю, что даже если их конкуренты будут использовать “Биг Мак” для обозначения своей продукции, потребитель все-таки будет очень четко различать — это McDonald’s, а это другой ресторан быстрого питания».

Любопытно, что в 2016 году McDonald’s фактически получил исключительные права на приставку «Мак» в названиях готовых блюд и напитков в Европе. Тогда против выступала некая сингапурская компания, которая хотела зарегистрировать бренд «MаcCoffee». Но европейский суд постановил, что «Мак» вызывает у потребителей устойчивую связь с McDonald’s .

В разных странах McDonald’s владеет эксклюзивными правами на множество названий с приставкой «Мак», например, «Мак Бранч» и «Мак Эгг».

Вся лента