Ресторанный гид Gault&Millau сменил гражданство

Зачем российским собственникам нужно французское издание

Один из самых известных ресторанных гидов в мире получил российскую прописку. Семья из России купила французский Gault&Millau — это основной конкурент гида Michelin. Имена новых собственников не называются. При этом по данным агентства AFP, они связаны с банком ВТБ. Как сообщил прежний основной владелец Ком де Шерези, инвесторы обещали вложить в компанию несколько миллионов евро.

Фото: Дмитрий Норов, Коммерсантъ

Российский рынок привлекателен для создателей таких гидов, отметила сооснователь агентства «ПрофКом» Анна Тюрина. По ее словам, рестораторы очень заинтересованы в том, чтобы их заведения попали в уважаемые рейтинги: «В России концепция не уходит, а, скорее, приходит. Российским ресторанам очень важно быть оцененными, причем не своими внутренними экспертами, а людьми, которых они считают более опытными, более прогрессивными, более известными. Вот этот вот момент признания, знаете, немножко некрасовщина — барин к нам приедет, барин нас рассудит, — вот он сейчас наиболее ощутим в ресторанной области. Причем все мы прекрасно понимаем, что на 90% это ничего не даст. Сказать, что это сразу же даст какой-то моментальный экономический эффект, если мы говорим о конкретно этом гиде, к сожалению, нельзя. Если говорить о Michelin, возможно, больше эффект. Но это тоже вопрос работы, поэтому если сейчас гид будет вкладывать деньги в собственное развитие, стараться становиться более известным, то, безусловно, их ждет большое будущее в России. Не исключаю, что гораздо более долгоиграющее, чем в тех странах, где они издаются уже давно».

Gault&Millau был основан больше 50-ти лет назад как альтернатива гиду Michelin. Предполагалось, что он будет оценивать рестораны новой кухни и станет менее консервативным. Система оценки — баллы и поварские колпаки. Идеальный ресторан — это 20 баллов и 5 колпаков. Заведения оценивают анонимные инспекторы, которые сами оплачивают счет. Около двух лет назад Gault&Millau начал оценивать российские рестораны. В первый выпуск вошли 50 заведений, три из которых получили 4 колпака. Но для широкой публики эти оценки сейчас не очень значимы, считает исполнительный директор компании «Ресткон» Андрей Петраков: «Сейчас люди больше ориентируются на те источники, которые были им доступны, какой-нибудь TripAdvisor, в интернете масса всего, блогеры какие-то известные написали. Сама идея гидов, пусть даже очень уважаемых, размывается, мне кажется. В принципе, их значение понижается так или иначе. Я думаю, что сейчас не лучшее время для приобретения гидов и экскурсоводов. Мне кажется, люди переориентировали свое внимание на своих знакомых, на свои тусовки.

Они обращают внимание не на какие-то объективные критерии, им важны как раз наоборот субъективные критерии, а это то, что, скажем так, объективно ресторанный гид — вот такой парадокс получается — отразить не в состоянии по определению».

В 2016 году годовой оборот компании, которая выпускает гид Gault&Millau, составил, по словам прежнего собственника, €10 млн. При этом бумажное издание приносило к тому моменту лишь 10% дохода. Большую часть компания зарабатывала на спонсорстве различных мероприятий.

Альбина Хазеева

Вся лента