Спрос на фейерверки не взлетел

Какие изделия пользуются популярностью у москвичей

Москвичи отказываются от роскошных фейерверков: продавцы пиротехники признают, что спрос на их продукцию в этом году ощутимо снизился. Новогодняя ночь, вероятно, станет исключением, но и здесь можно будет заметить желание горожан сэкономить. Почему пышные домашние салюты больше не в тренде? И сколько стоит устроить частный фейерверк на уровне с городским? Об этом — Анастасия Ройзман и Яна Лубнина.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Продавцы пиротехники начинают подсчитывать прибыль. Декабрь для них — традиционно самый хлебный месяц. Петарды и бенгальские огни пропадают с полок уже в первые недели. За более же дорогими товарами покупатели приходят непосредственно перед праздниками. По словам участников рынка, в этом году спросом пользуются салюты из самой низкой и самой высокой ценовых категорий, и многие фейерверки уже не достать. Разброс цен здесь огромен — от нескольких сотен рублей до десятков тысяч. Самый ходовой продукт — фейерверки с необычными эффектами.

Потребителям с каждым годом все больше важна драматургия, рассказал руководитель интернет-магазина «Феерия. Ру» Игорь Язев: «Рынок сейчас разделился на две части. Люди часто покупают дешевые изделия, до 5 тыс. руб. , но дорогие сложные изделия, цена которых стартует с 25 тыс. руб., тоже пользуются популярностью. В каждом фейерверке может быть от 15 до 30 видов эффектов, например, "эффект тысячи хризантем", "мерцающие пальмы", "трещащие хризантемы", свистульки. Заряд может взлетать вверх не вертикально, а по спирали. Бывают веерные эффекты, когда заряды разлетаются в разные стороны».

Праздничный салют в этом году можно будет наблюдать с 31 площадки Москвы. Но при желании и возможности можно заказать и свой собственный. Главное — чтобы площадка позволяла. «Коммерсантъ FM» связался с одной из компаний, занимающихся организацией частных шоу фейерверков, и выяснил, что такая забава может стоить до 0,5 млн руб.

«У нас этим занимается пиротехник, и нет ограничений по цене. У каждого по-разному. Кто-то тратит 50 тыс. руб., кто-то — 500 тыс. руб., в зависимости от того, какое шоу вы хотите по времени, эффектам и особенностям».

По словам участников рынка, стоимость таких шоу за год увеличилась на 10-15%. Вместе с тем, падает и спрос на них. В этом году фейерверки практически не заказывали на корпоративы и предновогодние вечеринки — сказывается кризис, рассказал директор компании «Имперские забавы» Александр Фарафонов: «Небольшие заказы были в этом году. В новогоднюю ночь тоже идут комбинированные фейерверки, то есть это фигуры, надписи, фонтаны и небольшая стрельба. Если человек готов потратиться на фейерверк, сделать себе праздник ярким, то, соответственно, он не пожалеет денег, чтобы профессионалы приехали и организовали шоу».

90% пиротехнической продукции на российском рынке — это поставки из Китая. Так что тут возникает вопрос о безопасности таких товаров. Но, как утверждают участники рынка, бояться не стоит. Все, что есть в московских магазинах, прошло строгую сертификацию. У продавцов должны быть документы, в ином случае им грозит штраф до 200 тыс. руб., а в условиях, когда спрос на салюты и фейерверки падает, рисковать даже такой суммой никто не хочет.

В этом году московские власти выделили 38 площадок для запуска фейерверков. За использование пиротехники в неположенном месте предусмотрен штраф до 2 тыс. руб.

Вся лента