Взглянуть на соседа

Научиться новому

Сложные геологические условия в Петербурге вынуждают компании, которые занимаются освоением подземного пространства, постоянно искать новые решения и технологии, в том числе и из зарубежного опыта.

Для современного мегаполиса крайне важно обеспечить высокую пропускную способность и безопасность, исключить пересечение автомобильных и пешеходных потоков

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Особенности реализации подземных проектов как в Петербурге, так и в любом другом городе, продиктованы характеристиками геологических условий. В случае с Северной столицей речь идет о текучих грунтах и торфах, которые перемежаются с валунами. Усложняют задачу грунтовые воды и плывуны. Но даже эти далеко не самые простые геологические условия при уровне развития современных технологий не становятся помехой для успешной реализации подземных проектов.

Генеральный директор СРО А "Подземдорстрой" Сергей Алпатов говорит, что сегодня российские специалисты и компании, работающие в сфере подземного строительства, имеют в своем арсенале все современные технологии. Существуют определенные нюансы, касающиеся материалов и оборудования. Но они понятны и известны и, в том числе, применяются при строительстве городской подземки "Метростроем". Филиал "Метростроя" — "Управление механизации" — производит уникальное оборудование и механизмы, "Метромаш" изготавливает электровозы и затворы, на базе СМУ-9 "Метрострой" налажено производство эскалаторов и траволаторов. Кроме того, "Метрострой" сейчас активно сотрудничает со Скуратовским опытно-экспериментальным заводом в Туле. Результатом работы стало изготовление проходческого щита для строительства однопутных тоннелей. Кроме того, реализована и внедрена в процесс строительства стволопроходческая машина, благодаря которой упростится и ускорится сооружение шахтных стволов. Многие проходческие щиты, которые используют российские метростроители уникальны и не имеют аналогов. Имеет собственные разработки и "Водоканалстрой".

"Мы владеем всеми технологиями, а если что-то потребуется новое, то инженерный состав у нас чрезвычайно сильный. К тому же налажены прочные контакты с зарубежным сообществом, при необходимости всегда есть возможность привлечь специалистов, которые могли бы помочь с решением той или иной задачи",— отмечает господин Алпатов.

Компании, которые так или иначе сталкиваются с подземным строительством, стремятся к изучению зарубежного опыта и использованию его в России. Но почти все они требуют доработки. Из-за сложных геологических условий в Петербурге даже то, что широко применяется в других странах, требует адаптации. В "Метрострое" рассказали, что недавно совместно с "Ленметрогипротрансом" был изучен опыт строительства метро в Барселоне. "Мы этот опыт для Петербурга проработали и вышли с инициативой построить 12-метровый тоннель. Прогнать один щит, который позволяет разместить в одном тоннеле и перегон, и станции. В любом месте, где квартал развивается, станция оборудуется в уже готовом тоннеле, остается только построить наклон или лифтовой спуск. Это шикарное решение. Мы были в Барселоне, ездили на этом метро. Минимализм во всем и элементарность. И все одним щитом диаметром 12,8 метра",— делится впечатлениями заместитель генерального директора "Метростроя" Алексей Старков. По его словам, город информацию учел, однако пока конкретного ответа не последовало.

Обратили внимание метростроители и на опыт французских коллег. К примеру, в Париже для создания новой кольцевой линии, сооружение которой приурочено к Олимпиаде 2024 года, будет применено сразу 23 немецких тоннелепроходческих комплекса — как традиционной конструкции, так и оснащенные новой системой переменной плотности, работающей в режиме грунтопригруза. "Это позволяет комбинировать конвейерную откатку густого грунта с работой гидротранспорта в условиях тонкой (жидкой) суспензии. Также для проходки валунных зон Herrenknecht оборудовал новые тоннелепроходческие комплексы шнековым конвейером с дробилкой, способной измельчать камни до размера 80 мм. Все это можно и нужно использовать в Петербурге",— поясняют в "Метрострое".

Пример успешного и уже реализованного международного сотрудничества — совместная разработка с немецкой компаний Herrenknecht проходческого щита "Аврора". Он использовался для сооружения наклонного хода при возведении станций "Обводный канал", "Адмиралтейская" и "Спасская". Оборудование позволило справиться с основной сложностью геологических условий Петербурга — неустойчивыми и насыщенными водой грунтами. Именно из-за этого большинство станций петербургской подземки находится на большой глубине, а при строительстве наклонных ходов глубокого заложения требуется особый подход. Возведение станций мелкого заложения также производится с оглядкой на новые технологии. Так, "Новокрестовская", которая расположена на намывных территориях на глубине чуть более 20 м, построена методом топ-даун. Метод успешно зарекомендовал себя сначала на строительстве второй сцены Мариинского театра, потом был применен на станции "Дунайская", а в 2018 году в Петербурге открылись сразу две станции, построенные сверху вниз: "Беговая" и "Новокрестовская".

Еще одна западная технология, которая применяется в Петербурге,— строительство двухпутных тоннелей. Этот способ позволяет существенно сэкономить время и деньги, так как вместо двух традиционных тоннелей прокладывается один. Таким образом уже давно строится метро в Афинах и Милане. В Петербурге впервые двухпутные тоннели были проложены на станциях Фрунзенского радиуса, а также Невско-Василеостровской линии на участке "Приморская" — "Беговая".

Зарубежные коллеги также с интересом присматриваются к российским технологиям и компетенциям. В частности, петербургские метростроители участвовали в метростроении в Дели (Индия). Кроме того, опыт по строительству объектов инфраструктуры, атомной энергетики и гидротехнических сооружений был презентован коллегам из Саудовской Аравии. Развитие международного сотрудничества доказывает, что опыт российских метростроителей и других компаний востребован не только в России, но и за рубежом.

При реализации технологически сложных проектов, которым и является освоение подземного пространства, все стороны подчеркивают значение обмена опытом и трансфера технологий. Анализ сторонних инициатив позволяет создавать собственные решения, которые затем становятся предметом гордости.

Андрей Макаров

Вся лента